Вторая молодость: как старых мышей удалось сделать стройными и мускулистыми

Это стало возможным благодаря обнаружению рецептора, отвечающего за сжигание жира и рост мышц — и ученые хотят повторить то же самое с людьми.
Вторая молодость: как старых мышей удалось сделать стройными и мускулистыми
Basisunus, CC BY-SA 4.0

В 2020 году международная исследовательская группа, в которую вошли ученые из нескольких европейских стран, изучила на примере мышей клеточные A2B-рецепторы, которые встречаются, в частности, в бурой жировой ткани. Эта ткань в разных количествах присутствует у всех млекопитающих, и основная ее задача не накапливать жир, а перерабатывать его в тепло.

«Мы обнаружили интересную взаимосвязь: чем больше у мыши было A2B-рецепторов, тем больше тепла она вырабатывала», — рассказал профессор Александр Пфайфер из Университетской клиники Бонна. Это наблюдение навело ученых на мысль, что рецепторы каким-то образом повышают активность бурых жировых клеток. При этом выяснилась еще одна, не менее интересная деталь: вес мышей с повышенным тепловыделением сохранялся в норме — они были более худощавы, чем другие сородичи, но при этом имели большую мышечную массу.

Соответственно, авторы недавнего исследования пришли к умозаключению, что A2B-рецепторы отвечают одновременно и за сжигание жира, и за рост мышечной массы. А затем проверили этот свой вывод, активировав с помощью препарата рецепторы у пожилых мышей — с весьма успешным результатом. Сжигание жира у животных увеличилось почти наполовину, а после четырех недель их мышечная масса была почти такой же, как у молодых мышей.

На этом ученые, однако, не остановились и провели еще ряд экспериментов с образцами человеческих клеток и тканей. Результат оказался схожим — у людей с большим количеством A2B-рецепторы процессы в бурой жировой ткани протекали значительно быстрее, а мускулы потребляли больше энергии, что косвенно указывает на их более активное обновление.

Авторы исследования говорят об открывающихся обширных перспективах — от предупреждения ожирения и связанных с ним заболеваний до повышения физических способностей пожилых людей. Однако сначала необходимо тщательно изучить механизм работы A2B-рецепторов у человека и выяснить возможные побочные действия стимулирующего их препарата. «У мышей мы не обнаружили признаков непереносимости, — объясняет Пфайфер. — Однако доказанность результата в этом вопросе достаточно ограничена».