Не тестируется на животных: кто и на ком проверяет косметику и бытовую химию и при чем здесь этика

«Что будет, если я съем мамину помаду, а в аквариум насыплю немного порошка?» — думал каждый из нас в далеком детстве. В подростковом возрасте строчка из песни Агата Кристи «накрашу губы гуталином, я обожаю черный цвет...» приводили в восторг и заставляли задуматься, а что будет, если взять и попробовать? Так вот, все уже проверено и научно доказано.
Не тестируется на животных: кто и на ком проверяет косметику и бытовую химию и при чем здесь этика

Маркировка «Не тестируется на животных» впервые появилась на упаковках косметики в Великобритании в начале 2000-х гг. В этот момент в Букингемском дворце скорее всего задрожали стены. Англия — оплот традиций и вековых устоев встала во главе революции в сфере защиты прав животных. Немыслимо. Но если поймал волну, будь готов и воды нахлебаться. Зоозащитники всего мира увидели, казалось бы, в хорошей инициативе красную тряпку и накинулись на бедных альбионцев с обвинениями в лицемерии и недостаточной заботе о животных, а когда спор дошел до предела, покусились на самое святое — на шапки королевских гвардейцев! Негоже стране после такой мощной заявки на победу наряжать пусть и королевскую гвардию шапками из меха в меру упитанного канадского медведя. Революция набирала обороты, пути назад не было, и Англия приняла этот вызов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прошло 12 лет и все страны Евросоюза объявили запрет даже на упоминание косметики и бытовой химии, тестируемой на животных. Позже еще 15 стран примкнули к движению «Cruelty Free».

Россия после многолетних наблюдений тоже включилась в гонку, но не на самом «мощном болиде», разрешив производителям косметики применять альтернативные методы тестирования, но бытовая химия до сих пор остается в «лагере безнравственных». В 2017 году зоозащитники попытались продвинуть законопроект о полном запрете, но Роспотребнадзор не убедили их аргументы, а потенциальные затраты и вовсе повергли в ужас.

На сегодняшний день единственной страной, отвергающей политику Cruelty Free, является Китай, что значительно сказывается на принятии решения другими странами, так как терять возможность выхода на самый крупный в мире рынок сбыта никто не хочет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что же скрывается под формулировкой Cruelty Free?

  • Готовая продукция не тестируется на животных на всех этапах производства;
  • При производстве не используются компоненты животного происхождения (кроме официально разрешенных: мед, пчелиный воск, прополис, ланолин, молочные продукты);
  • Запрет на убийство животного с целью получения конкретного ингредиента (например, сквален, добываемый из печени глубоководных акул);
  • Запрет на извлечение ингредиента, повлекшее за собой причинение дискомфорта, каких-либо телесных повреждений и боли;
  • Поставщики не тестируют сырье и ингредиенты на животных;
  • Сторонние лаборатории, проводящие исследования продукции и ее компонентов по договору с производителем используют альтернативные методы;
  • Компания не поставляет продукцию в страны, в которых тестирование на животных является обязательным критерием для ввода продукции на рынок.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альтернативные методы тестирования, принятые международным сообществом

На сегодняшний день существует 5 методов «этичного» тестирования веществ и готовой продукции:

  • In vitro или «ваша помада может быть протестирована на вас». Исследования проводятся в научных лабораториях на клетках добровольца, помещенных в пробирку с биологической или искусственной средой. Данный метод точен на 86%, а его результаты более надежны. Мы хоть и имеем филогенетические сходства с некоторыми животными, но это не значит, что после тестов на них мы будем в полной безопасности.
  • Метод компьютерного моделирования — задаем в программе конкретные параметры для организма воздействия, тестируемого вещества/продукта, среды, времени и начинаем менять переменные. Ученый может создавать ситуации, достойные книг Джемса Уайта при этом не подвергая опасности ни себя, ни животных. Точность 89%.
  • Медицинская компания SynDaver разработала анатомически точную модель человеческого тела, которая полностью воспроизводит все биологические процессы со стопроцентной точностью. Реакции на тестируемые вещества в точности повторяют реакции живого человека. Сразу вспоминается фильм Дрейка Доремуса «Зои», где робота невозможно отличить от человека, пока не повредишь оболочку. Будущее уже наступило, а мы даже не заметили.
  • Группа добровольцев. Формируется группа людей с конкретными характеристиками здоровья которая в течение определенного времени под круглосуточным контролем врачей тестирует действие вещества или готового продукта на организм. В данном случае определяется конкретная доза и место воздействия. В случае, если реакция организма имеет ярко выраженные клинические проявления (сыпь, отек, слезотечение, анафилактический шок), исследование принимает клинический характер.
  • Стоит уточнить, что на данный момент маркер «Cruelty Free» подразумевает под собой лишь этичность конечного продукта, а так как 90% ингредиентов когда-либо все же тестировались на животных, международные организации по сертификации продукции нашли единственный выход в этой ситуации: установить временные границы, для каждого из компонентов, в пределах которых возможно использование его в производстве имея при этом сертификат этичности. Компании-производители, гордящиеся своей принадлежностью к «Cruelty Free» тщательнейшим образом следят за поставщиками сырья и всегда знаю, как именно проходило тестирования тех компонентов, которые стоят сейчас у них на складе.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каким же сертификатам стоит верить?

На протяжении длительного промежутка времени зоозащитные организации со всего мира боролись не только за права животных, но и за кристально чистую репутацию. Долгие годы зоозащитники проводили расследования, проверки, участвовали в судебных разбирательствах, закрывали целые предприятия и на основании всего вышеперечисленного составляли рейтинги компаний, достойных именоваться «этичными».

Верхние строчки рейтингов занимают 6 организаций, известные во всем мире. «Конечный продукт и ингредиенты, входящие в его состав, не должны тестироваться на животных, а также иметь в своем составе продукты животного происхождения (ПЖП)» является обязательным критерием. Но есть и некоторые нюансы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Программа «Leaping Bunny»

Создана в 1996 году в США Коалицией за потребительскую информацию о косметических средствах, в которую входит 8 всемирно известных организаций по защите прав животных.

Производитель не вправе поставлять продукцию в страны, в которых тестирование на животных является обязательным критерием для ввода продукции на рынок.

PETA (People for the Ethical Treatment of Animals)

Обязательным условием при сертификации PETA является наличие у производителя официального соглашения с поставщиками, гарантирующее полный отказ в проведении тестирования сырья и ингредиентов с участием животных

Choose Cruelty Free

Крупнейшая австралийская НКО, занимающаяся защитой прав животных, слоган которой звучит как «Защищаем права животный, которые живут с нами, а не для нас».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна из первых компаний, установившая временные рамки. Сертифицируемая компания должна быть свободной от жестокости 5 лет или более. Кроме того, все дочерние компании тоже должны иметь данный сертификат.

Запрещено использование ингредиентов убойного происхождения, а также отходы мясного или мехового производства.

Строжайший запрет на извлечение ингредиента, повлекшее за собой причинение дискомфорта, каких-либо телесных повреждений и боли.

Компания, получившая сертификат PETA, обязуется не поставляет продукцию в страны, в которых тестирование на животных является обязательным критерием для ввода продукции на рынок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

IHTN

Немецкое общество по предотвращению жестокого обращения с животными совместно с Международной ассоциацией производителей косметики против испытаний на животных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обрабатываемое сырье имеет право быть использованным в производстве только в том случае, если оно было протестировано на животных до 1 января 1979 года.

Также присутствует запрет на извлечение ингредиента, повлекшее за собой причинение дискомфорта, каких-либо телесных повреждений и боли.

Учитывается и отсутствие экономической зависимости от других компаний, проводящих испытания на животных (например, с представителями фармацевтической промышленности).

«Vegan»

Маркировка благотворительной организации «Vegan Society», базирующейся на территории Великобритании с 1944 года. Запрет на использование продуктов животного происхождения, включая официально разрешенные (полученные естественным путем).

При подаче документов на сертификацию, производитель обязан подтвердить, что при выращивании ингредиентов животные не эксплуатировались, а также не использовалось удобрение животного происхождения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


BDIH

Федеральная Ассоциация производственный и коммерческих компаний, включающая в себя более 500 компаний.
Запрет на применение сырья из мертвых позвоночных животных (черепашье масло, масло норки, жир сурка, животные жиры, животный коллаген).


Самый быстрый и удобный способ проверить подлинность сертификата выбранной вами марки или отдельного средства — скачать одно из приложений указанных организаций (Choose Cruelty Free, Bunny Free, Cruelty Cutter) и прям в магазине выбрать действительно этичный продукт.

Российскую марку можно проверить в реестре свидетельств о государственной регистрации или запросить документ у производителя или продавца (не подпадает под раздел коммерческой тайны.

Мы живем в эпоху трендов, перерастающих в образ жизни — здоровое питание, экологичная одежда, этичная косметика, сортировка мусора, энергосберегающие лампы, всевозможные фильтры и т.д. Каждый год человечество делает несколько маленьких шагов к сохранению нашей планеты и защите ее обитателей. Это главная «гонка за лучшей жизнью» и у нас есть все шансы одержать в ней победу.