Уникальная особенность: как дышали динозавры

Ранее считалось, что система дыхания у всех динозавров была схожей с системой дыхания птиц. В отличие от легких людей, птичьи легкие не двигаются. Вместо этого у них есть воздушные мешки, которые нагнетают воздух внутрь и наружу. Специальное исследование показало, что у некоторых динозавров был собственный способ дышать.
Уникальная особенность: как дышали динозавры
Viktor Radermacher

Исследователи создали трехмерную реконструкцию динозавра, чтобы выяснить, как он дышал

Легкие и воздушные мешки почти никогда не превращаются в окаменелости, поэтому, если ученые хотят выяснить, как вымершие животные дышали, они обращают внимание на кости, поддерживающие дыхательный аппарат. В исследовании, опубликованном в журнале eLife, ученые рассмотрели исключительно хорошо сохранившиеся окаменелости Heterodontosaurus tucki – старейшего из известных представителей орнитисхийцев.

Трехмерная реконструкция скелета динозавра показала, что у него была необычная техника дыхания, при которой расширялась грудная клетка и нижняя часть живота. Ученые назвали эту систему «тазовые сильфоны» (pelvic bellows). Доказательства этого заключаются в форме ребер, которые имеют форму лопастей, и маленьких костей, выходящих из них, которые втягивают легкие внутрь и наружу.

Дыхание динозавров
Viktor Radermacher

Этот тип дыхания напоминает дыхание некоторых рептилий; крокодилы дышат, используя грудь, живот и «поистине странные мускулы» своего тела, в то время как ящерицы дышат, расширяя и сжимая все свое тело «и иногда даже шею», – пишут ученые.

Однако не все динозавры дышали подобным образом. В исследовании отмечается: «Это увеличенное движение грудной клетки было возможно только у более примитивных орнитизхов. Более продвинутые виды потеряли большую часть анатомии, которая сделала это движение возможным»

Prozelit Alexandriysky
Prozelit Alexandriysky 17 Июля 2021, 02:02
Не как! Не как! Стыдно читать статью с ошибками, не то что писать. Ни в коем случае не повторяйте эту ошибку.