Слышат ли нас растения

Многие садоводы и простые любители поухаживать за растительностью считают, что во время работы стоит разговаривать с растениями, чтобы те лучше росли. Однако в научном сообществе до сих пор идет противостояние: одни считают разговоры бесполезными, другие представляют доказательства того, что растения нас слышат.
Слышат ли нас растения

Австралийский ученый уверяет, что слышала разговор растений, когда изучала их в лаборатории. Однако признала, что это за гранью научной области

Ученые все чаще стали делать открытия о сложности растений и их удивительных способностях. Есть вероятность, что растения действительно могут чувствовать вибрацию звуковых волн и реагировать на нее. В исследовании 2017 года австралийские ученые доказали, что зеленые «слышат» звуки воды, вибрирующей в их корнях, благодаря чему те тянутся к влаге.

Ранее, в 2012 году, под командованием Моники Гальяно, та же группа исследователей объявила, что услышала щелкающие звуки, издаваемые корнями растений. Ученые использовали лазерный виброметр, который был наведен на корни. Их погрузили в воду и создали полную тишину, чтобы убедиться, что звук идет оттуда. Гальяно позже признала, хоть щелчки и могут исходить от корней, неизвестно, выполняют ли они какую-либо коммуникативную функцию. Однако исследователь сообщила, что однажды даже слышала реальную речь растений с помощью лабораторных инструментов, но этот опыт находится «за пределами строго научной области».

И пока рано просить лингвистов составить растение-русский словарь, израильские ученые доказали, что зеленые способны по-разному реагировать на звуки. Например, цветы увеличивали количество сахара в своем нектаре, когда слышали жужжание пчелы. Они делали это в качестве вознаграждения, считают исследователи, за то, что эти насекомые опыляют их. На других насекомых растения, кажется, обижены. Они не проявили схожей активности, потому что другие насекомые могут просто забрать нектар, не принеся пользы.

Острый слух, по-видимому, позволяет растениям подготовиться к атакам ползущих. Когда зеленые слышат звук жевания листьев (не своих, свои они чувствуют), они начинают производить больше химикатов, чтобы отпугнуть голодных гусениц противным вкусом.

Подобные исследования заставили людей задуматься, могут ли они влиять на растения с помощью специально подобранных звуков. Китайский исследовательский центр сельскохозяйственной инженерии Циндао разработал специальное устройство для передачи волн саженцам. Создатели утверждают, что аппарат снизил потребность в удобрениях и увеличил количество урожая.

Дэвид Робинсон из Гейдельбергского университета Германии критикует утверждения о том, что растения могут осознанно слушать и по-особенному реагировать. У растений нет нейронов, которые передавали бы информацию посредством электрических сигналов, да и в целом у зеленых отсутствуют мыслительные машины. Однако бразильские ученые недавно открыли, что растения имеют аналогичный нейронам набор химических и гормональных сигналов, которые передаются через сок. Благодаря этому, например, томаты сообщали всему кусту о начале атаки гусениц.

Все же растения не могут тренировать себя, кажется, все реакции сформированы в процессе эволюции. Один исследователь попытался воспроизвести работу Гальяно и послушать «разговор» корней, но у него ничего не получилось. Робинсон не сбрасывает со счетов возможность того, что растения умнее, чем кажется, но считает, что нам стоит изучать их способности, абстрагировавшись от коммуникативных систем человека и животного. «Я думаю, многие люди пытаются очеловечить растения, чтобы они больше походили на нас», — говорит он. Почетный профессор Эдинбургского университета Тони Тревавас говорит, что в широком смысле растения можно считать умными, потому что они явно реагируют на раздражители, повышая свои шансы на выживание.

Ольга Иванова
Ольга Иванова 05 Сентября 2021, 18:28
Никогда не сталкивалась с разговором растений между собой и различными их физическими проявлениями. Но точно могу сказать, что растения остро реагируют на энергетику живущих или находящихся в помещении людей. Когда у меня тяжело заболела мама и я ещё не знала об этом, я заметила, что буйно растущие цветы в квартире начали хиреть, усыхать и вянуть. Мама вылечилась через какое-то время и с цветами все проблемы исчезли. Сейчас моя родственница, поливающая цветы на окне лестничного пролёта заболела тяжело и была долго в больнице. Цветы на окне стали терять листву и сильно поблекли. Родственница, к великому сожалению, скончалась и я стала их поливать сама и рассказала им о случившемся. Сейчас их не узнать, беда прошла, я их навещаю ежедневно, растут так, как будто их удобрили волшебным удобрением. Вот такая история.