Астрономы разглядели гравитационные волны от сверхмассивных чёрных дыр

С помощью данных эксперимента Parkes Pulsar Timing Array австралийские исследователи обнаружили ранее не наблюдавшиеся сигналы. Они могут многое рассказать о природе гравитационных волн.
Астрономы разглядели гравитационные волны от сверхмассивных чёрных дыр

В галактиках можно обнаружить сверхмассивные черные дыры массой от миллионов до миллиардов масс Солнца. Когда галактики сталкиваются, сверхмассивные черные дыры в их центрах тоже сталкиваются. Могут пройти миллионы лет, прежде чем две черные дыры столкнутся друг с другом, но когда они достаточно сблизятся, двойная черная дыра начнёт создавать рябь в пространстве-времени, которую называют гравитационными волнами.

Впервые гравитационные волны были обнаружены в 2015 году в черных дырах гораздо меньшего размера, весом в десятки масс Солнца. Гравитационные волны сверхмассивных черных дыр ученые ищут до сих пор — их открытие расскажет, как галактики и звезды образуются и развиваются и приподнимет завесу тайны происхождением темной материи.

Недавнее исследование, проведенное доктором Борисом Гончаровым и профессором Райаном Шенноном, учёных из Центра передового опыта по открытию гравитационных волн проложило дорогу к открытию.

Используя последние данные эксперимента Parkes Pulsar Timing Array, ученые искали эти загадочные гравитационные волны от сверхмассивных черных дыр, наблюдая радиопульсары: радиоволны, излучаемые чрезвычайно плотными коллапсирующими ядрами нейтронных звезд.

Фон гравитационных волн задерживает время прихода импульсов примерно на одинаковую величину для всех пульсаров. Исследователи сообщают, что время прихода этих радиоволн действительно показывает отклонения, ожидаемые от гравитационных волн, однако необходимы дополнительные данные, чтобы проверить коррелляцию радиоволн для все обозримых пульсаров.

Аналогичные результаты были получены коллаборациями из Северной Америки и Европы. Их сотрудничество с группами, базирующимися в Индии, Китае и Южной Африке позволяет получить большие наборы данных в рамках Международного массива синхронизации пульсаров, покрывая всё небо.

Это открытие, можно сказать, предшествует обнаружению гравитационных волн от сверхмассивных черных дыр. Однако исследователи отмечают, что наблюдаемые вариации времени прихода радиоволн могут быть вызваны собственным шумом пульсара, поэтому требуется дополнительное исследование.