Как учёные видят слияние черных дыр?

Исследователи придумали сразу несколько способов наблюдать слияние сверхмассивных черных дыр.
Как учёные видят слияние черных дыр?
NASA

На сегодняшний день единственный способ зарегистрировать слияние чёрных дыр — поймать испускаемые ими гравитационные волны, тонкую рябь ткани пространства-времени. Никаких спецэффектов при этом не наблюдается — ни вспышек, ни взрывов. По крайней мере, так было, пока мы наблюдали слияние небольших объектов.

Слияние сверхмассивных черных дыр может сопровождаться фантастическим световым шоу. Если бы мы могли уловить и гравитационные, и электромагнитные волны от одного и того же события, это перевернуло бы наше представление о природе чёрных дыр.

Согласно новому исследованию учёных США, самый простой способ обнаружить сливающиеся гигантские черные дыры — идентифицировать яркие аккреционные диски, окружающие каждую из них. Правда, чтобы найти подходящие пары, потребуются долгая кропотливая работа.

Альтернатива — рассматривать изменение светового потока аккреционного диска. По мере движения по орбите и приближения чёрных дыр друг к другу, суммарный световой поток будет изменяться почти линейно. Например, блазар OJ 287 светлеет примерно каждые 12 лет — с большой вероятностью, это подходящий кандидат.

Более того, астрономы могут обнаружить слияние чёрных дыр благодаря доплеровскому смещению частоты света, испускаемого парой. Эффект Доплера наблюдал хотя бы раз в жизни каждый из нас — когда мимо нас проезжала машина с сиреной, звук сирены изменялся. В процессе приближения машины к нам каждая следующая звуковая волна излучалась ближе предыдущей, а значит, и доходила до нас быстрее и длина волны оказывалась меньше. Частота волны при этом стала бы больше. Это работает с любыми волнами, в том числе электромагнитными.

Эффект Доплера поможет, даже если различить отдельные черные дыры не получается. Так идентифицируют экзопланеты у очень далеких звезд.

SergA
SergA 15 Сентября 2021, 14:39
“Эффект Доплера наблюдал хотя бы раз в жизни каждый из нас — когда мимо нас проезжала машина с сиреной, звук сирены изменялся. В процессе приближения машины к нам каждая следующая звуковая волна излучалась ближе предыдущей, а значит, и доходила до нас быстрее и длина волны оказывалась меньше” А сколько волн в секунду излучает машина с сиреной?
SergA
SergA 15 Сентября 2021, 14:37
«это открыло бы перевернуть представление» Жуть!