Советы для оратора-технаря: планирование выступлений на техническую тему

Бывает так, что «технарям», которые привыкли все рабочее время проводить за компьютерами, нужно выступать с речью. Хорошо, если опыт публичных выступлений уже имеется, и человек может увлекательно рассказывать, к примеру, о программировании, и говорить при этом так, чтобы слушатели его понимали. Однако даже опытным ораторам-«технарям» не помешают те подсказки, что мы собрали в статье. Как облегчить выступление на техническую тему и о чем нужно помнить – читайте ниже.
Советы для оратора-технаря: планирование выступлений на техническую тему
  • Первое, что нужно сделать еще в самом начале выступления – объяснить слушателям, о чем будет речь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так люди в аудитории сразу смогут принять решение, интересна ли им тема, стоит ли остаться и послушать или можно смело уходить. Оратору не стоит огорчаться, если он увидит, как кто-то из слушателей покидает зал – ваша речь все равно ориентирована не на этих людей. Ну а те, кто остался, благодаря вашему вступлению лишний раз смогут убедиться, что пришли по адресу.

  • Еще один важный момент – если вы во время выступления впервые упоминаете имя или название какого-либо продукта, стоит выделить это имя или название голосом, произнеся его четко.

В особенности это важно в том случае, если язык, на котором вы выступаете, отличается от родного языка ваших слушателей. Если вы используете в выступлении аббревиатуры – всегда нужно пояснять значение каждой из них при первом использовании. Если же аббревиатура относится к главной теме выступления, то имеет смысл произнести полное название два или даже три раза за всю речь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Очень важный момент: если цель вашего рассказа в том, чтобы слушатели вынесли для себя какую-либо новую идею, то за время выступления ее нужно объяснить как минимум три раза, используя различные речевые фигуры.

Абстрактную идею с первого раза слушателям бывает довольно тяжело понять. А если вы объясните мысль разными способами, повторив ее несколько раз, люди эту концепцию наверняка усвоят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Что касается слайдов – если во время выступления на экран вывести слайд с текстом, то 90% слушателей сразу же начнут его читать и в этот момент перестанут вас слушать.

Лучше использовать картинки без текста, и комментировать их во время выступления, либо же можно продумать речь таким образом, чтобы слушатели получали несколько секунд на чтение информации на каждом из слайдов.

  • Когда вы представляетесь, произносите свое имя четко, ясно и медленно.

Особенно важно учитывать этот совет в том случае, если ваше имя не сильно распространено в той местности, где проходит выступление.

  • Также важный момент – обычно люди любят истории, которые связывают воедино все технические моменты.

К примеру, если вы пытаетесь убедить слушателей, что не нужно реализовывать свою собственную систему шифрования в приложениях, то попробуйте рассказать историю о том, к чему могут привести такие реализации. Таким образом вы сможете наглядно показать аудитории суть дела. Если сама по себе история будет интересной или смешной – это хорошее дополнительное преимущество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно также помнить о том, что на один слайд не стоит помещать чересчур много информации. Лучше просто сделать большее количество слайдов, они же бесплатные!

  • Нужно убедиться, что шрифт текста является достаточно крупным, чтобы ваши слушатели могли прочитать его, сидя на любом месте.

Попробуйте вывести слайды на большой экран и походить по залу, чтобы самостоятельно оценить, могут ли слушатели прочитать текст.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Всегда помните, что ваша аудитория — это образованные и умные люди, но даже они могут быть не очень хорошо знакомы с темой вашего выступления.

Так что каждую часть темы вам нужно объяснить и пояснить (только если это не выступление на специализированной конференции). К примеру, если вы выступаете перед разработчиками с речью на тему безопасности – можно напомнить себе, что сидящие перед вами специалисты вряд ли относятся к числу тех, кто хорошо разбирается в безопасности. Так что очень важно подробно объяснять каждый пункт, даже если говорить приходится о каких-то азах. Вы ведь не хотите, чтобы кто-то из ваших слушателей просто выпал из темы обсуждения по причине банального непонимания?

  • В конце выступления лучше всего разместить отдельный слайд, посвященный итогам и выводам.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И очень может быть, что ваши слушатели захотят этот слайд сфотографировать. Если вы видите, что люди достали телефоны и фотоаппараты, то дайте им достаточно времени для того, чтобы сделать снимок итогового слайда. Чтобы излагать идеи более понятно, можно использовать различные изображения. Да, не все сильны в этом деле, но у некоторых отлично получается использовать картинки, и такие люди своим примером мотивируют других спикеров.

  • Учитывайте, что люди обращают внимание не только на то, что вы говорите, но и на то, как вы преподносите информацию.

Если есть возможность, то лучше пояснять, почему ваши слушатели должны поступать так, а не иначе. Один пример: «Не стоит давать системам машинного обучения данные, полученные из интернета: нужно предоставлять чистые данные». Здесь стоит уточнить, что же такое «чистые данные». Можно раскрыть тему так: «Чистые наборы данных включают обычно данные опросов, данные от социальных медиа-платформ и пользовательские данные».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Во многих выступлениях критически важным бывает уложиться в отведенное время.

Для того, чтобы удостовериться, что вы укладываетесь во временные рамки, нужно репетировать выступление. Интересно, что обычно во время репетиции выступающие выясняют, что укладываются даже в меньшее количество времени, чем им отведено. Однако заканчивать выступление и раньше, и позже намеченного времени – нехорошо. Если вы заканчиваете речь позже, то поступаете очень грубо, поскольку крадете время и у следующего выступающего, и у ваших слушателей. Если вы говорили меньше намеченного – у аудитории может сложиться мнение, что они что-то от вас недополучили. Осталось лишнее время? Используйте его для ответов на вопросы из зала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Между основными моментами выступления полезно делать паузы.

Таким образом вы предоставляете слушателям время на то, чтобы переварить предоставленную информацию. При этом в паузах вы сами сможете немного отдышаться.

  • Если вы видите, что глаза у слушателей закрываются, а внимание становится рассеянным – это верный знак того, что люди устали, и их мозг «переполнился» информацией.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причиной тому может быть ваша речь или выступления предыдущих спикеров. Но это вовсе не значит, что ваш спич получился скучным, просто людям бывает трудно поддерживать необходимый темп.

Если вы наблюдаете, что многие слушатели взяли в руки смартфоны, это может быть как хорошим, так и плохим знаком. Может быть, люди просто делают заметки или твиты о вашем выступлении, а может, просто отвлекаются. Тогда самое время рассказать какую-нибудь шутку, этот прием поможет вернуть внимание слушателей. Но это работает не для всех, спикер должен быть уверен, что он умеет смешить людей.

  • Очень многим нравится слушать о том, какое будущее ожидает технологии. Если вы также имеете свои предположения по этому поводу, поделитесь ими с аудиторией.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Много времени вступлению уделять не стоит, разве что исключением могут быть те случаи, когда речь посвящена основам чего-либо. К примеру, если человек пришел послушать о криптовалютах, а ему будут минут 30-50 говорить о том, как появился биткоин – весьма вероятно, что он будет все это время «сидеть в телефоне», дожидаясь, пока дойдут до сути.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Если вы уверенно себя чувствуете, то лучше набросать план выступления в общих чертах. Так ваша аудитория будет знать, чего ей ожидать.

По возможности, указывайте ссылки на полные варианты статей или видео, которые используются в выступлении, это позволит слушателям изучить подробнее отдельные аспекты темы. Даже если эти видео или статьи сделаны не вами, самое главное, что они хорошие – и это отличный жест дать аудитории больше полезной информации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В конце выступления непременно нужно поблагодарить людей, ведь они потратили свое время, чтобы прийти.

Не нужно торопиться и сразу же спрашивать, есть ли у людей вопросы: дайте аудитории возможность проявить эмоции и поблагодарить вас аплодисментами.

  • Репетировать речь лучше всего перед тем, кому вы доверяете и чье мнение цените.

Пусть ваш первый слушатель смело выскажет свои замечания. Используйте объективную критику друзей, коллег или знакомых, чтобы улучшить выступление. Делайте это до тех пор, пока не удостоверитесь, что ваша речь идеальна.