Как в 18 веке весьма точно измерили вес Земли без продвинутых инструментов

Ученые — удивительные люди. Летом 1774 года английский астроном Невил Маскелайн смог узнать, сколько весит планета Земля с помощью...одиноко стоящей горы в Шотландии. Рассказываем, как это было.
Как в 18 веке весьма точно измерили вес Земли без продвинутых инструментов

История о том, как благодаря одиноко стоящей горе ученые измерили массу Земли. Как позже выяснилось, неправильно

Летом 1774 года Королевский астроном (это уважаемый пост в Королевских семьях Соединенного Королевства) Невил Маскелайн стоял на склоне одинокой шотландской горы. Но он отнюдь не любовался открывающимся видом, а занимался более важным делом — ученый пытался точно определить, сколько весит Земля.

Немного физики

Знание массы Земли позволило бы ему предсказать относительные массы каждого известного объекта в известной Вселенной, например, Солнца.

Сэр Исаак Ньютон был первым, кто определил, что все имеет свою собственную гравитационную силу. Он вывел математическую связь между массой планеты и периодом обращения тела, которое вокруг нее крутится — так, зная расстояние до Луны и период ее вращения, можно получить массу Земли. Но проблема в том, что таким образом мы не узнаем «чистую» массу планеты — мы получим массу, умноженную на константу — гравитационную постоянную, которая показывает, какую силу гравитации создает тело определенной массы. В связи с этим, ученым для начала нужно было вычислить эту константу.

Для этого нужно было знать массу какого-либо тела и силу, с которой оно притягивает к себе другие тела. Сам Ньютон, кстати, предполагал, что это можно сделать, измерив гравитацию горы, но со временем от этой идеи отказался. Однако в середине XVIII века Лондонское Королевское сообщество решило испытать эту идею и проспонсировало исследование, которое вошло в историю как Шихаллионский эксперимент (по названию горы, которую измеряли). Оно поручило эту миссию лучшему астроному того времени Чарльзу Мейсону. Ученому необходимо было найти подходящую гору, и он это сделал — симметричная одиноко стоящая гора Шихаллион в графстве Перт стала идеальным вариантом.

Гора Шихаллион
Гора Шихаллион wikipedia.org

Однако за такую работу Мейсону полагались совсем небольшие деньги — по одной гинее (старая британская золотая монета), поэтому он отказался работать в таких условиях. Вместо него за работу взялся астроном Невил Маскелайн.

Как проводили измерения

Маскелайн потребовал, чтобы на северных и южных склонах Шихаллиона были построены две наблюдательные станции. В этих местах были подвешены зенит-телескопы. Задумка была такова, что под воздействием притяжения горы, они будут отклоняться от строго вертикального притяжения Земли немного вбок. И если измерить разницу в наклоне гравитации с одной стороны горы и с другой, то  можно вычислить влияние самой горы.

Зенит-телескопы могут смотреть строго вверх, поэтому с их помощью ученый по звездам сумел определить угол наклона, который составил 54,5 угловые секунды. Однако обсерватории находились друг от друга далеко, а о том, что Земля шарообразная, было уже известно, поэтому необходимо было учесть разницу в широте. После учета этой разницы выяснилось, что отклонение гравитации от вертикали составляет 11,5 угловых секунд.

Таким образом, гравитационное притяжение Шихаллиона было доказано, но работа только начиналась. Ученым предстояло вычислить массу горы. Они справедливо предположили, что для этого нужно плотность горы умножить на ее объем. Однако на массу влияет еще и форма горы, и на ее измерение ушло примерно три года. На этом этапе к команде присоединился математик Чарльз Хаттон.

После всех измерений ученые получили карту горы, покрытую множеством точек с различными данными. Все это нужно было как-то объединить.

К счастью, у Хаттона появилась гениальная идея — он взял карандаш и соединил эти точки вместе, нарисовав таким образом серию изолиний. Сам того не понимая, он изобрел контурные линии, которые по сей день используются в картографии.

В 1775 году Маскелайн представил окончательные результаты Королевскому обществу. К сожалению, полученная учеными масса Земли оказалось неверной — эта цифра составляла только 20% от реальных показателей, полученных в 2007 году — 5,97 х 10^24 килограммов. Однако для XVIII века это исследование было поистине грандиозное. Так его результаты позволили ученым предположить, что внутри нашей планеты находится довольно тяжелое металлическое ядро.

Алексей Литвинов
Алексей Литвинов 27 Октября 2021, 12:15
#Этовсениправда. На самом деле он просто украл где-то древние записи анунаков (или нибелойдов) и от туда списал эти данные.
Владимир Ван
Владимир Ван 22 Октября 2021, 09:20
Вес и масса ващета разные вещи. Использовать в данном случае понятие "вес" есть нонсенс.
Demid Tishin
Demid Tishin 21 Октября 2021, 17:59
Прошу исправить критическую смысловую ошибку в статье. Вычисленная в эксперименте масса составляла не 20%, а 80% от реальной (плотность Земли по эксперименту 4 500 кг/м3 вместо реальных 5 500 кг / м3).
Владимир Ляхов
Владимир Ляхов 17 Октября 2021, 12:41
Кавендиш в 1797-8 годах провёл свои известные эксперименты с крутильными весами и получил для гравитационной постоянной значение 6,754*10^-11, то есть с ошибкой чуть более 1%. Откуда по известной формуле g=GM/R^2 получается масса Земли примерно с той же точностью.
Александр Баулин
Александр Баулин 17 Октября 2021, 22:50
Здравый подхо, осталось узнать, с какой точностью были известны g и R
Андрей Сухоносов
Андрей Сухоносов 18 Октября 2021, 10:58
Александр Баулин
Здравый подхо, осталось узнать, с какой точностью были известны g и R
Ещё древние греки довольно точно посчитали радиус Земли
Прот Фобаз
Прот Фобаз 17 Октября 2021, 08:45
Вес, или массу?! Если вес, то давайте обсудим всю абсурдность сказанного в статье. Вес килограмма железа на земле будет равен килограмму, а на луне намного меньше килограмма, а в невесомости равен нулю. Так вот вес земли относительно чего измерили?! Ой что за бред, автор?!
Андрей Сухоносов
Андрей Сухоносов 18 Октября 2021, 10:58
Разве вес тела измеряется в килограмма?
Загрузка статьи...