Тайна раскрыта: археологи наконец-то определили, кому принадлежат древние загадочные следы в Африке

В 1978 году в Танзании были обнаружены одни из первых свидетельств прямохождения человеческого рода — следы стоп, которым 3,7 миллиона лет. Неподалеку от этих мест были обнаружены еще несколько троп, однако таинственные следы считались медвежьими. Недавнее исследование опровергает эту теорию!
Nature

Сегодня вы вряд ли спутаете медведя с человеком, однако когда все только начиналось...

Ведущий автор Эллисон Макнатт из Университета Огайо, США, рассказывает, что пересмотреть анализ следов в Танзании ученые решили из-за того, что в последнее время растет количество свидетельств о двигательном и видовом разнообразии гомининов.

Участок Лаэтоли славится целой цепочкой следов гомининов (на участках G и S). Предположительно, они принадлежат Australopithecus afarensis — виду австралопитеков, к которым относится знаменитый скелет «Люси». Но поскольку следы на другом участке А были очень разными, некоторые исследователи посчитали, что они были оставлены молодым медведем, идущим на задних лапах.

Чтобы определить, кому же принадлежали следы на участке А, международная исследовательская группа повторно раскопала и полностью очистила пять последовательных следов. В рамках исследования ученые сравнили замеры со следами медведей, шимпанзе и людей.

Причем следы не просто сравнивали по размеру, ученые объединились с биологами и попросили их узнать, смогут ли медведи вставать на задние лапы и ходить. Каждого животного заманивали кленовым сиропом или яблочным соусом, чтобы оно вставало и шло на задних лапах по дорожке, заполненной грязью.

Также ученые проанализировали более 50 часов видео о диких медведях. Как оказалось, они ходили на двух ногах менее 1% от общего времени наблюдения. Это делает маловероятным теорию о том, что именно медведи оставили следы в Лаэтоли.

Ученые также обнаружили, что медведь не мог оставить следы на участке, просто потому что животное делает очень широкие шаги. А на участке А были зафиксированы отпечатки «перекрестного шага».

Проведя сравнительный анализ со следами шимпанзе, ученые нашли больше сходств, однако отпечатки все равно немного отличались. Археологи пришли к выводу, что ископаемые следы были оставлены гоминином. Причем их морфология указывает на то, что их оставил другой вид австралопитека, а не Australopithecus afarensis.

«Благодаря этому исследованию у нас теперь есть убедительные доказательства того, что в этой местности жили разные виды гомининов, которые ходили на двух ногах, но по-разному», — резюмируют авторы.