РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему в XXI веке люди до сих пор не могут решить проблемы экологии

Ежедневные новости о том, как человечество губительно влияет на нашу планету, уже давно перестали быть сенсацией. Чтобы предотвратить наступление необратимых последствий, мы должны изменить наше потребительское отношение к окружающему миру.
Почему в XXI веке люди до сих пор не могут решить проблемы экологии

Казалось бы, ученые предлагают различные способы улучшить сложившее положение, и многие стараются более бережно относиться к природным ресурсам, понимая, что они не безграничны. Почему ветряные, солнечные, атомные и гидроэлектростанции, сортировка и переработка мусора, экологичное производство и осознанное потребление не привели нас к желаемым результатам?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этот счет есть множество мнений, среди них популярны: «во всем виноваты государство и корпорации» или «все завит от каждого из нас».  Истина, возможно, кроется глубже. Если посмотреть на статистику, то становится понятно, что даже если люди станут использовать всё только многоразовое и сортировать мусор, проблема не будет закрыта. Давайте попытаемся разобраться в причинах и рассмотреть возможные пути решения 

Решить проблему всем вместе оказалось сложнее всего

Экологический кризис можно преодолеть только при условии максимального вклада каждой страны, каждого бизнеса, каждого человека. Нельзя сказать, что для этого ничего не делается. Вопросы охраны природы поднимают на всех крупных международных площадках, среди которых важнейшим событием является Конференция ООН по изменению климата. В ноябре этого года в Глазго в рамках 26-ой Конференции представители 200 стран подписали соглашение, главной задачей которого стал пересмотр Парижского соглашения 2015 года, оказавшегося недостаточным (в том числе из-за отсутствия санкций за его несоблюдение) для того, чтобы остановить глобальное потепление. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что решили? Более 40 стран приняли на себя обязательства отказаться от использования угля. Лидеры более 100 стран, в которых сосредоточено около 85 % мировых лесов, согласились положить конец вырубке лесов к 2030 году, в том числе Россия, на территории которой расположены 20% мировых лесных массивов. Более 80 стран подписали глобальное соглашение по метану, договорившись к концу десятилетия сократить выбросы на 30 %.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто это контролирует?  Усилия стран и достигнутый прогресс в этой области отслеживают некоммерческие организации German Watch, NewClimate Institute и Climate Action Network. Ежегодно с 2005 года они публикуют рейтинг стран Climate Change Performance Index (CCPI). В 2021 году Россия заняла 56-ое место в этом списке.  Эксперты рейтинга отмечают, что в стране сложно происходит переход на возобновляемую энергетику. Россия развивает солнечные и ветряные проекты, но в небольших масштабах. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что в итоге? Согласно данным исследовательской группы Climate Action Tracker, принятые на конференции договоренности не приведут нас к желаемому эффекту. По расчётам группы, при существующих тенденциях рост средней температуры на планете превысит намеченный предел в 1.5°C и достигнет 2.4°C.  Получение желаемых результатов возможно только при условии согласия и соблюдения предписанных мер всеми странами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме программ, принятых на всемирных конференциях, также важны действия на региональном уровне.Например, на территории Евросоюза с 2021 года действует запрет на одноразовый пластик, а страны Азии поставили перед собой цели достижения углеродной нейтральности: Китай – к 2060 году, Южная Корея и Япония – к 2050 году. Россия также будет добиваться углеродной нейтральности к 2060 году. Учитывая специфику страны, ее масштабы и экономику, большую роль которой составляет топливно-энергетический комплекс, это достаточно амбициозные планы. По данным Минэкономразвития, достичь этой цели возможно, только если экономка страны будет демонстрировать ежегодный 3% рост. По словам Михаила Мишустина, предстоит не только внедрить более щадящие с экологической точки зрения решения, но и увеличить поглощение парниковых газов нашими лесами и другими природными экосистемами, а также перейти к сбору и переработке углекислого газа. Но далеко не все в мире идут по этому пути. И если представить, что все люди, принимающие решения, договорились, и правительства всех стран подписали необходимые программы, то на первый план выдвинется проблема соблюдения всех прописанных правил. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если помочь бизнесу стать экологичным?

Пообещав мировому сообществу достичь поставленных целей, каждое государство начинает вводить различные ограничения и правила для бизнеса. В первую очередь, это законы об экологии, различные стратегические программы, эффективность которых проверяется лишь временем. Согласно результатам недавнего исследования "Business’ views on environmental sustainability», более половины компаний сокращают бюджет своих экологических программ и именно поэтому финансовая и льготная поддержка со стороны государства здесь жизненно необходима. 

Для того чтобы зеленая политика не была просто красивой историей без результатов, руководители компаний должны комплексно подходить к этому вопросу. Каждый бизнес должен найти что-то свое, приносящее природе пользу. Однако существуют базовые концепции, опираясь на которые можно достичь максимальной эффективности. Среди них можно выделить принципы экономики замкнутого цикла, основанные на возобновлении ресурсов, переработке вторичного сырья, переходе от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие конкретные меры может предпринять бизнес? 

  • Сделать выбор в пользу безуглеродных источников энергии.
  • Повысить эффективность логистики и перейти на электротранспорт.
  • Оптимизировать потребление тепловой электроэнергии в офисах, на производствах и при обеспечении работы облачных сервисов.
  • Повысить уровень корпоративной культуры.
  • Сократить количество отходов: пользоваться многоразовыми вещами и прибегать к переработке.
  • Инвестировать в «зеленые» проекты.

Важной особенностью таких проектов является то, что они входят в комплексные стратегии по устойчивому развитию компаний. Например, компания Bayer ставит перед собой цель «Мир без болезней и голода», в рамках которой осуществляются как социальные проекты, такие как помощь фермерам в странах с дефицитом качественного продовольствия, доступ малообеспеченных граждан к медицинскому обслуживанию, так и экологические. Экологические инициативы компании направлены на сокращение воздействия на окружающую среду не только со стороны предприятий, но и со стороны ведения сельского хозяйства. Для этого Bayerинвестирует в разработку и внедрение новых устойчивых решений для земледелия. Так, в соответствии с целями по устойчивому развитию ООН, компания стремится к 2030 году сделать собственные производственные площадки климатически-нейтральными и сократить выбросы по всей цепочке создания стоимости, на 30% сократить выбросы парниковых газов при выращивании сельскохозяйственных культур, создать экологичное производство и перейти к замкнутым системам, которые могут сокращать, перерабатывать, повторно использовать и замещать продукты в нашей сфере производства фармацевтических продуктов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бизнес, реализующий конкретные эффективные экологические проекты может получить одобрение и поддержку не только от государства, бизнес-сообщества, инвесторов, но и со стороны потребителей. В России наблюдается стремительный рост внимания к ESG-повестке («Экологическое, социальное и корпоративное управление»). Компании не только следуют трендам, но и ищут возможности предвосхищать их. В Bayer, помимо развития социальных и образовательных проектов, взят курс на внедрение в России лучших практик устойчивого развития сельского хозяйства. Обладая потенциалом и знаниями в этой сфере, компания стремится предоставлять фермерам инновационные технологии и подходы, позволяющие им получать высокие урожаи и наращивать прибыль, используя меньше воды, земли и энергии. Внедрение в бизнес параметров устойчивого развития требует разработки технических, управленческих и финансовых рамок, которые поддержат сельскохозяйственных производителей в их начинаниях. Bayer готов делиться своей экспертизой и нацелен на развитие инициатив в этой сфере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем может помочь каждый из нас?

Экономика замкнутого цикла касается не только бизнеса, но и каждой семьи. Если большинство людей перейдет на осознанное потребление, покупая и пользуясь только по-настоящему экологичными товарами, то бизнес начнет подстраиваться. Одна из проблем популяризации осознанного потребления — низкий уровень естественнонаучной грамотности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать в жизненных ситуациях знания, которые могут быть получены с помощью различных научных методов, наблюдений и экспериментов. Этот навык необходим для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Не обладая базовыми знаниями биологии, химии, физики и географии, любому человеку сложно следовать принципам экологичности. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Повышением уровня естественнонаучной грамотности занимаются многие международные, государственные и некоммерческие организации, а также бизнес. Кроме различных образовательных проектов, существуют также программы, осуществляющие мониторинг знаний и навыков.  Так, например, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA проводит тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Согласно данным их исследований, уровень естественнонаучной грамотности в мире заметно снизился (средний балл по всем странам, участвовавшим в исследовании, составил 458 – в 2018 году493 – в 2015 году), что говорит о необходимости реформ в этой сфере образования. 

В России одним из образовательных проектов в этой сфере стала Лига Знаний «Естественный интеллект», инициатором которого является компания Bayer. Это тестирование в формате интерактивной игры, направленное на формирование и развитие естественнонаучной грамотности. Этот проект обращает внимание на важность естественнонаучного образования, а также показывает, что знания в этой научной сфере могут быть полезны в повседневной жизни, в том числе для того, чтобы без труда вести экологичный образ жизни. 

Автор: Ирина Лаврова, директор по коммуникациям и связям с государственными и общественными организациями компании Bayer в России

Загрузка статьи...