Это открытие впечатляет: под шельфовым ледником Антарктики обнаружено шокирующее изобилие жизни

Глубоко подо льдом шельфового ледника Экстрём в Антарктиде нет ничего, кроме полной темноты. Точнее говоря, полной темноты и процветающей экосистемы, которая существовала тысячи лет, согласно докладу исследователей из Великобритании и Германии.
David Barnes

Никакие растения или водоросли не могут жить в этой среде.

«Это открытие такого большого количества жизни, находящейся в настолько экстремальных условиях, для нас было полной неожиданностью, — говорит ведущий автор и морской биолог Британской антарктической службы Дэвид Барнс. — Оно напоминает нам, насколько уникальная и особенная морская жизнь Антарктики».

Барнс подчёркивает, что обнаружение доказательств существования стольких видов животных, большинство из которых питаются микроводорослями (фитопланктоном), удивительно. Но при этом никакие растения или водоросли не могут жить в этой среде. По словам морского биолога, большой вопрос заключается в том, как эти животные не только выживают, но и развиваются там.

Исследователи использовали горячую воду (вот без шуток), чтобы пробурить две скважины на относительно небольшом Экстрёме в Восточной Антарктиде ещё в 2018 году. В этом тёмном, холодном и скучном месте подо льдом они нашли жизнь. Команда обнаружила 77 видов из 49 различных родов мшанок, в том числе саблевидных Melicerita obliqua и серпулид, таких как Paralaeospira sicula.

Все эти существа питаются взвесью — они сидят на одном месте и с помощью перистых щупалец выхватывают частицы органического вещества из воды, пока она их обтекает. Это означает, что в жидкость должен попадать какой-то источник пищи, например, водоросли, развивающиеся с помощью солнечного света под ледяным покровом.

Это довольно удивительно, учитывая, что ближайший открытый источник воды находится на расстоянии 9,6 километров. «Несмотря на постоянную темноту в течение как минимум тысяч лет, жизнь наблюдалась даже в 700 км от краев шельфового ледника, — пишет команда исследователей в своей статье. — Считалось, что разнообразие жизни под шельфовыми ледниками крайне скудно. Тем не менее, биоразнообразие, которое мы обнаружили на обоих участках скважин, высокое даже для образцов, взятых на открытом море».

На фрагментах четырёх видов Cellarinella даже обнаружились приросты, похожие на кольца дерева. По оценкам исследователей, они были похожи на приросты других образцов вокруг Антарктиды.