Почему организм у жителей Гренландии обрабатывает сахар не так, как у людей в других частях света

На протяжении тысячелетий население Гренландии не знало сахара. Без необходимости быстро перерабатывать определенные углеводы многие жители острова потеряли функцию ключевого фермента, обрабатывающего сахарозу.
GettyImages

Чтобы узнать, что эта потеря означает для здоровья современного населения, группа исследователей под руководством учёных из Копенгагенского университета проанализировала состояние здоровья тысяч жителей Гренландии.

Ген, находящийся в центре исследования, производит фермент сахаразу-изомальтазу. В какой-то момент истории Гренландии он изменился до такой степени, что больше не работает. Чуть более трети «потомков» теперь стали носителями хотя бы одного из этих преобразившихся вариантов.

У остальных людей рабочие версии фермента находятся в стенке кишечника, где они переваривают пищевые углеводы, такие как сахароза (вид сахара, который можно сыпать в кофе) и изомальтоза (а это уже компонент карамелизованной глюкозы).

Согласно результатам прошлых исследований на детях, этот фермент, поглощающий сахар, необходим для хорошего здоровья. Без него потребление любого значительного количества сладкой пищи приводит к диарее, раздражению кишечника и рвоте. Однако вопрос, относится ли это к взрослым, остаётся открытым.

Оценка химического состава крови, диеты и истории диабета была проведена на более чем 6000 гренландских добровольцах вместе с изучением их генов. Все были старше 18 лет.

Удивительно, но в тех количествах сахара, которые у детей, как сообщается, вызывали даже проблемы с развитием, взрослые не показали почти никакой реакции. Возможно, работу несуществующего гена компенсировали низкий индекс массы тела, уменьшенный процентным содержанием жира и здоровый липидный профиль.

У группы в исследуемой популяции были обнаружены уровни химического вещества, называемого ацетатом. Циркуляция этой короткоцепочечной жирной кислоты связана со снижением аппетита — а это указывает на то, что потеря этого ключевого фермента может иметь определённые преимущества в мире, где трудно избежать чрезмерного употребления высокоэнергетической пищи.

Исследователи подозревают, что избыток простых углеводов в кишечнике может хорошо повлиять на микрофлору, которая превращает её в ацетат. То есть, микрофлора из потенциального раздражителя преображается в инструмент для более здорового питания.