Древний гоминин: как ученым удалось реконструировать череп мужчины, проживавшего на территории Китая 200 000 лет назад

В конце XX века во время раскопок недалеко от китайской деревни Сюйцзяяо обнаружили останки десяти древних людей: фрагмент верхней челюсти, три зуба, 13 фрагментов теменных костей, две части затылочной кости, один фрагмент нижней челюсти и часть левой височной кости. Теперь палеоантропологи впервые реконструировали заднюю часть черепа одного из обнаруженных индивидов.
Xiu-Jie Wu et al. / Journal of Human Evolution

Череп древнего человека был больше, чем у современного

Палеоантропологи реконструировали череп Сюйцзяяо-6, датированный примерно 200–160 тысячами лет назад. Оказалось, что объем головного мозга этого индивида составлял примерно 1700 кубических сантиметров – это близко к максимальным значениям, известным для неандертальцев и людей современного анатомического типа, сообщает издание N+1. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

Исследователи из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук совместно с коллегами из Китая, США и Франции изучили окаменелости Сюйцзяяо-6. Недавно проведенное термолюминесцентное датирование показало, что этот предок современного человека жил около 200–160 тысяч лет назад.

Палеоантропологи впервые реконструировали заднюю часть черепа, используя три отдельных фрагмента правой теменной, левой височной и затылочной костей. По мнению авторов исследования, все эти три фрагмента принадлежали одному человеку. Ученые провели компьютерную томографию окаменелостей, после чего построили трехмерную модель части черепа и сделали его слепок.

Ученые отметили, что череп Сюйцзяяо-6 оказался очень широким и низким, а также похожим на другой череп - Сюйчан-1, возраст которого около 105–125 тысяч лет. Палеоантропологи предположили, что оба индивида, похоже, представляли собой крупных мужчин. Однако для любых древних популяций того периода объем в 1700–1800 кубических сантиметров оказывается достаточно необычным. Ученые заключили, что реконструированный череп предполагает существование на территории Китая порядка 300–100 тысяч лет назад более одного вида древних гоминин.