«Идеальное» оружие: как полоний воздействует на организм человека?

Полоний — источник альфа-излучения. Изотоп 210 чаще всего применяется для отравления человека, этому способствует время полураспада и огромное количество вещества. Разберемся поподробнее, как полоний-210 отравляет организм.
«Идеальное» оружие: как полоний воздействует на организм человека?
wikimedia

Полоний-210 довольно уникален как радиоактивное вещество: он испускает очень мало гамма-излучения, но большое количество альфа-частиц. Поскольку альфа-частицы не могут проникнуть через кожу человека или даже через лист бумаги, полоний-210 практически не обнаруживается детекторами излучения и, следовательно, является идеальным ядом.

Симптомы отравления полонием следующие:

• боли в животе;
  • повышенное давление;
  • расстройство кишечника в виде запора либо диареи;
  • нарушенные зрительные функции;
  • постоянная усталость; чувство тошноты;
  • состояние бреда;
  • наличие галлюцинаций;
  • онемение пальцев.

Эти признаки появляются на начальном этапе. При отсутствии скорой помощи и лечения наблюдается появление более тяжелых симптомов отравления полония. К ним относятся:

• выпадение волос;
  • нередко опухание шеи;
  • ослабевание иммунной системы;
  • истончение ногтей и кожи;
  • нарушение двигательной активности;
  • развитие слепоты, нередко полной;
  • нарушение работы печени и почек;
  • появление раковых опухолей.

Полоний-210 опасен только при попадании внутрь или вдыхании. Попав в организм, он начинает действовать, атакуя клетки организма, и, по оценкам ученых, одного грамма полония-210 достаточно, чтобы убить 50 миллионов человек и заболеть еще 50 миллионами.

К слову, в 2006 году произошел инцидент с подполковником ФСБ в отставке Александром Литвиненко. Первые симптомы указывали на пищевое отравление: рвота, диарея. Однако Литвиненко ничего не помогало и становилось только хуже. Врачи не могли выявить тяжелейший яд, а пока проводились обследования у подполковника отказывали все органы. Только через 22 дня врачи обнаружили в организме полоний-210 и в этот же день Литвиненко умер.

Подполковник оказался не единственной жертвой яда. В 2006 году от полония-210 умер нобелевский лауреат Ясир Арафат. Вот истории о том, как полоний-210 использовали для отравления нескольких человек и это не единственные случаи.