Homo Sapiens пришел в Европу 54 тысячи лет назад. Главные новости науки сегодня

Новости 11 февраля. Международная команда археологов нашла зуб Homo Sapiens: находка сдвигает время прихода современного человека в Европу на 10 тысяч лет в прошлое. Ученые Тюбингенского университета нашли в египетском городе Африбис 18 тысяч глиняных черепков с надписями. Археологи нашли в Великобритании захоронение римского времени с 425 останками.
Homo Sapiens пришел в Европу 54 тысячи лет назад. Главные новости науки сегодня
Пещера Мандрен. https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abj9496

Иногда один зуб, найденный археологами, меняет картину истории

Согласно современным научным данным, расселение Homo Sapiens из Африки началось около 200 тысяч лет назад через Левант. Постепенно современный человек заселил всю Азию, а 65 тысяч лет назад достиг Австралии. И все это огромное время такая, казалось бы, близкая Европа оставалась незаселенной. Не совсем, впрочем, незаселенной, — там жили неандертальцы. Древнейшие останки Homo Sapiens в Европе были найдены на Апеннинах и датированы не раньше 47-43 тысяч лет назад. А уже 40 тысяч лет назад неандертальцев в Европе не осталось. С 1990 года международная команда археологов ведет раскопки в пещере Мандрен в долине Роны на юге Франции. В пещере были открыты несколько культурных слоев. И они надежно датированы. Последняя находка, описанная археологами, — семь различных костей. Шесть — точно принадлежат неандертальцам. А один зуб принадлежал ребенку Homo Sapiens. Находка датирована 54 тысячи лет назад. То есть приход современного человека сдвигается почти на 10 тысяч лет. Это значит, что неандертальцы и Homo Sapiens тысячелетиями делили одно и то же место обитания. Находка значительно меняет картину заселения Европы современным человеком. И может быть, работа археологов в Мандрене приоткроет то драматическое время, когда неандертальцы ушли навсегда.

Ученые Тюбингенского университета ведут раскопки в египетском городе Африбис. Археологи нашли 18 тысяч остраконов — керамических черепков. Находка датируется I веком до н.э. Вообще, керамика — самый частный «улов» археологов. Если в раскопе ничего нет, то керамика все равно есть. Но на этот раз остраконы совершенно особенные — на них тысячи надписей: три вида египетского письма — демотическое, иеративное (с использованием иероглифов), коптское. Есть и надписи на греческом и арабском. Такие черепки использовались вместо папируса (он был очень дорогой). На них школьники учились писать, взрослые вели финансовые расчеты. Большинство надписей сделано демотическим письмом. Это — алфавитное письмо с включением иероглифов. Оно было широко распространено в позднем Египте. Трогательно выглядит «птичья азбука»: на одной из табличек против каждой буквы демотического алфавита нарисована птица, чье название начинается именно с этой буквы. Азбуки по такому принципу составлялись на протяжении следующих двух тысяч лет. Возможно, найденная археологами в Африбисе, — одна из первых.

Мы уже рассказывали о работе археологической экспедиции на месте будущей высокоскоростной железной дороги HS2 в Бакингемшире, Великобритания. Раскопки в этом графстве ведутся с 2018 года. В основном находки относятся к периоду завоевания Британии Римом в I веке н. э. Например, была найдена хорошо сохранившаяся римская деревянную фигуру высотой 67 см. На этот раз археологи нашли римское кладбище. В захоронениях — останки 425 человек. Причем у 40 похороненных череп лежит между ступнями. Археологи говорят, что такой вид захоронения встречается достаточно редко. Обычно так хоронили преступников. Кроме останков тел найдено более 1000 римских монет и свинцовые гирьки-разновесы. В одном из захоронений обнаружили костяные игральные кости. От современных они практически ничем не отличаются — ни размером, ни разметкой на гранях. Разве что немного тяжелее.

SergA
SergA 12 Февраля 2022, 09:52
«Находка датирована 54 тысячи лет назад» Кем?