Вы точно это заметили! Почему мы видим все меньше насекомых на лобовых стеклах?

Если вы водили машину в течение последних нескольких десятилетий, вы могли заметить, что незадачливые мухи, мотыльки и жуки уже не так часто размазываются на вашем лобовом стекле, как раньше. Возможно, вам даже приятно, что ваш автомобиль стал чище. Но отсутствие жуков на дороге — не повод для радости. Эта тенденция известна как «феномен лобового стекла», и ее наличие свидетельствует о быстром сокращении популяций насекомых по всему миру.
Вы точно это заметили! Почему мы видим все меньше насекомых на лобовых стеклах?
GettyImages

Хорошо, когда машина чистая, но есть нюанс.

С начала 2000-х годов люди стали замечать меньше жуков на своих лобовых стеклах, но до 2010-х было мало научных доказательств, подтверждающих эти наблюдения. Некоторые из самых ранних данных по этому вопросу исходят от Крефельдского энтомологического общества, которое состоит в основном из энтомологов-любителей.

Впервые они начали отслеживать популяции насекомых в природных заповедниках по всей Западной Европе в 1980-х годах, а в 2013 году сделали поразительное открытие. Популяции насекомых в одном месте отлова сократились почти на 80 процентов с тех пор, как они в последний раз проверяли его в 1989 году. Когда ученые вернулись к этому вопросу в следующем году, цифры не восстановились. Исследования более чем дюжины дополнительных мест показали, что тенденция не ограничивалась одной областью.

Опрос, проведенный Kent Wildlife Trust в 2019 году, напрямую связал так называемый «апокалипсис насекомых» с тем, что водители замечают их (или не замечают) на своих лобовых стеклах. Они попросили водителей в британском графстве Кент сообщить о количестве насекомых, которые оказались на их автомобилях после 650 поездок. Они сравнили эти цифры с результатами аналогичного опроса 2004 года и обнаружили, что среднее количество разбившихся насекомых снизилось на 50 процентов.

Некоторые считают, что феномен ветрового стекла связан с более аэродинамичным дизайном современных автомобилей. Чтобы объяснить это, исследователи Kent Wildlife Trust нашли для своего исследования водителей с классическими автомобилями. Их результаты показывают, что изменения за 15-летний период произошли из-за окружающей среды, а не из-за конструкции автомобиля.

Несколько факторов способствовали резкому сокращению популяций насекомых. Они сильно пострадали от многочисленных антропогенных угроз за последнее столетие, включая промышленное сельское хозяйство, использование инсектицидов и изменение климата. Феномен лобового стекла — это одно из последствий такого кризиса, которое люди могут заметить в своей повседневной жизни.

Другие последствия апокалипсиса насекомых куда более серьезны. Насекомые не всегда привлекают столько внимания защитников природы, как харизматичная мегафауна, но они играют жизненно важную роль в мировых экосистемах. Животные-опылители, такие как пчелы, мотыльки, жуки и бабочки, ответственны за опыление более трети продовольственных культур на планете. Наши ветровые стекла могут выглядеть более чистыми в будущем с меньшим количеством насекомых, но так же будут выглядеть и наши продуктовые магазины.

марина минаева