Самая большая карликовая планета: необычный рельеф, подземный океан и другие интересные факты о Плутоне

Плутон, когда-то считавшийся девятой и самой удаленной планетой от Солнца, теперь является самой большой известной карликовой планетой в Солнечной системе. Он был окончательно открыт в 1930 году Клайдом Томбо. Что скрывает это таинственное небесное тело?
pixabay

Плутон получил свое название от 11-летней Венеции Берни из Оксфорда, которая предложила своему дедушке, чтобы новый мир получил свое название от римского бога подземного мира. Затем ее дед передал название в обсерваторию Лоуэлла. Название планеты также чтит астронома Персиваля Лоуэлла, чьи инициалы — первые две буквы Плутона.

Венеция Берни — девочка, которая придумала название планете Плутон

Как выглядит Плутон?

Поскольку Плутон так далеко от Земли, мало что было известно о размерах карликовой планеты или условиях поверхности до 2015 года, когда космическая станция NASA New Horizons совершила близкий облет Плутона. Новые горизонты показали, что диаметр Плутона составляет 2370 км.

Наблюдения поверхности Плутона межпланетной станцией New Horizons выявили множество особенностей поверхности, включая горы, которые достигают высоты 3500 метров, сравнимые со Скалистыми горами на Земле. В то время как метановый и азотный лед покрывают большую часть поверхности Плутона, эти материалы недостаточно прочны, чтобы поддерживать такие огромные пики, поэтому ученые подозревают, что горы образовались на коренной породе водяного льда.

Карликовая планета также обладает рельефом ледяного хребта, который выглядит как змеиная кожа; астрономы заметили сходные черты с земными покаяниями или эрозией на горной местности. Еще одной отличительной особенностью на поверхности Плутона является большая область в форме сердца, неофициально известная как Томбо Регио (в честь Клайда Томбо). Левая сторона области (область, которая принимает форму рожка мороженого) покрыта угарным газом. Другие вариации в составе поверхностных материалов были идентифицированы в «сердце» Плутона.

New Horizons — автоматическая межпланетная станция

В центре слева от Томбо Регио находится очень гладкая область, неофициально известная командой New Horizons как «Спутник Планум».

На этой поверхности Плутона отсутствуют кратеры, вызванные ударами метеоритов, что говорит о юном возрасте этой области — не более 100 миллионов лет. Возможно, что этот регион все еще формируется и изменяется геологическими процессами. Поверхность Плутона — одно из самых холодных мест в Солнечной системе, примерно минус 232 градуса Цельсия.

У Плутона может быть подземный океан, хотя доказательства этого открытия все еще отсутствуют. Если бы подземный океан существовал, он мог бы сильно повлиять на историю Плутона. Например, ученые обнаружили, что зона спутника Planitia перенаправила ориентацию Плутона из-за количества льда в этом районе, который был настолько тяжелым, что повлиял на Плутон в целом. По оценкам New Horizons, толщина льда составляет примерно 10 км. Подповерхностный океан — лучшее объяснение доказательств, добавили исследователи, хотя, глядя на менее вероятные сценарии, более толстый слой льда или движения в скале могут быть ответственны за движение планеты. Если бы на Плутоне был жидкий океан и достаточно энергии, некоторые ученые считают, что на Плутоне могла бы существовать жизнь.

Характеристика планеты

Некоторые составляющие Плутона по данным NASA:

Состав атмосферы: метан, азот. Наблюдения New Horizons показывают, что атмосфера Плутона простирается на 1600 км над поверхностью карликовой планеты.

Магнитное поле: остается неизвестным, есть ли у Плутона магнитное поле, но небольшой размер и медленное вращение карликовой планеты предполагают, что у нее практически нет такого поля.

Химический состав: Плутон, вероятно, состоит из смеси 70% породы и 30% водяного льда.

Внутренняя структура: карликовая планета, вероятно, имеет скалистое ядро, окруженное мантией водяного льда, с более экзотическими льдами, такими как метан, окись углерода и азотный лед, покрывающий поверхность.

Орбитальные характеристики Плутона

Высокоэллиптическая орбита Плутона может увести его более чем в 49 раз дальше от Солнца, чем Земля. Поскольку орбита карликовой планеты настолько эксцентрична или далека от круговой, расстояние Плутона от Солнца может значительно варьироваться. Карликовая планета на самом деле за 20 лет стала намного ближе к солнцу, чем Нептун. Когда Плутон приблизился к Солнцу, его поверхностные льды стали таять и образовалась тонкая атмосфера, состоящая в основном из азота с небольшим количеством метана.

Солнечная система

В 2016 году ученые объявили, что они, возможно, заметили облака в атмосфере Плутона, используя данные New Horizons. Исследователи увидели семь ярких особенностей, которые находятся рядом с терминатором (граница между дневным светом и темнотой), где обычно образуются облака. В состав этих облаков, если они действительно есть, входят ацетилен, этан и цианистый водород.

Есть ли у Плутона спутники?

У Плутона пять спутников: Харон, Стикс, Никта, Кербер и Гидра, причем Харон находится ближе всего к Плутону, а Гидра — самая дальняя.

В 1978 году астрономы обнаружили, что у Плутона очень большой спутник, почти вдвое меньше собственного размера карликовой планеты. Этот спутник был назван Хароном в честь мифологического демона, который перевозил души в подземный мир в греческой мифологии.

Харон

Поскольку Харон и Плутон так похожи по размеру, их орбита не похожа на орбиту большинства планет и их спутников. И Плутон, и Харон вращаются вокруг точки в пространстве, которая лежит между ними, подобно орбитам двойных звездных систем. По этой причине ученые называют Плутон и Харон двойной карликовой планетой.

Плутон и Харон находятся всего в 19 640 км друг от друга, что меньше расстояния полета между Лондоном и Сиднеем. В то время как Плутон имеет красноватый оттенок, Харон выглядит более сероватым. В первые дни объект, возможно, содержал подповерхностный океан, хотя спутник, вероятно, не может поддерживать его сегодня. По сравнению с большинством планет и спутников Солнечной системы система Плутон-Харон наклонена набок по отношению к Солнцу.

Наблюдения Харона с помощью New Horizons выявили наличие каньонов на поверхности, скалы и впадины. Подобно регионам Плутона, большая часть поверхности Харона свободна от кратеров, что говорит о том, что поверхность довольно молодая и геологически активная. Спутник, возможно, также обладал своей собственной версией тектоники плит, которые вызывают геологические изменения на Земле.

Никта — спутник Плутона

В 2005 году ученые сфотографировали Плутон с помощью космического телескопа Хаббла в рамках подготовки к миссии New Horizons и обнаружили два других крошечных спутника Плутона, теперь называемые Никта и Гидра. Вполне вероятно, что поверхность Гидры покрыта в основном водяным льдом. В 2011 году также был обнаружены четвертый спутник – Кербер, а в 2012 году – Стикс.

Самый маленький спутник Плутона — Стикс