Спутница королевы: Вторая дыра в центре галактики

Под самый конец прошлого года астрономам, кажется, удалось открыть черную дыру редчайшего вида – причем, в самом центре нашей галактики, рядом с гигантской черной дырой, которая служит объектом исследований уже многие годы.

В принципе, черная дыра может быть любой массы — практически любой объект, если сжать его достаточно сильно, превратится в нее. Однако на практике все обнаруженные учеными черные дыры относятся по массе к четырем классам: сверхмассивные (массой в миллионы и даже миллиарды солнечных), встречающиеся в центрах галактик; дыры солнечной массы (от 1,5 до 15 солнц) и микроскопические — массой порядка планковской, пока не доступные современным инструментам.

Существование черных дыр промежуточной массы (в тысячи солнц), до сих пор лишь допускается лишь теоретически. Некоторые сообщения о наблюдении подобных объектов (об одном из них читайте: «Дыра-подросток») не отличаются строгой последовательностью и достоверностью. А ряд исследователей и вовсе считает, что таких черных дыр существовать не может («Промежуточные сложности»).

Но под конец 2008 г. прозвучало, кажется, долгожданное сообщение об обнаружении черной дыры массой 1300 солнц — и не где-нибудь, а в самом центре нашей галактики, поблизости от сверхмассивной черной дыры, на которую уже не первый год устремлено внимание множества специалистов.

Впрочем, объект, получивший кодовое обозначение GCIRS 13E, судя по всему, появился далеко от этого места и был притянут к центру Млечного Пути. Сейчас он находится менее, чем в 1,5 световых годах от внешней границы сверхмассивной черной дыры — то есть, заметно ближе, чем от нас до ближайшей к нам звезды, не считая Солнца.

Вокруг этой черной дыры вращается сразу 7 молодых и крупных звезд, самая мелкая из которых некогда превосходила Солнце в 40 раз. Даже и сегодня, когда основная масса их поглощена ненасытной соседкой, они весят, ориентировочно, 5−10 солнечных масс. Вся эта система мчится по спирали вокруг колоссальной черной дыры на скорости 280 км/с.

Интересно было бы знать, откуда взялись эти звезды? В окрестностях сверхмассивной черной дыры сформироваться они вряд ли смогли бы: ее колоссальное притяжение не дало бы газу и пыли сконцентрироваться в достаточно плотные образования. С другой стороны, и слишком далеко от центра галактики их «родина» находиться не может, поскольку из-за их внушительных размеров продолжительность существования звезд не может превышать 10 млн лет, то есть меньше, чем возраст нашей планеты. Действительно, такие крупные звезды «умирают» обычно молодыми.

Итак, все семь звезд должны происходить из места, не слишком далекого от центра галактики. Расчет показывает, что место это лежит в пределах примерно 60 световых лет от их текущего местоположения. По мнению некоторых ученых, эти звезды — все, что осталось от многочисленного звездного скопления, в котором и появилась черная дыра промежуточной массы, понемногу «съевшая» одну звезду за другой.

Так что можно совершенно без преувеличения сказать, что GCIRS 13E — объект уникальный. Даже если будут обнаружены и другие черные дыры промежуточной массы, то в такой головокружительной близости от центра галактики — вряд ли.