Анализ содержимого туалетов ветхозаветного Иерусалима выявил самые древние свидетельства дизентерийного паразита

Анализ древних туалетов выявил широкую распространенность потенциально смертельной инфекции дизентерии в Иерусалиме эпохи Ветхого Завета.
F. Vukosavović
В фекалиях, взятых из двух древних туалетов, найдены следы паразита Giardia duodenalis

В новом исследовании, опубликованном в журнале Parasitology, ученые из Кембриджского университета проанализировали 2500-летние образцы из двух уборных Священного города, которые относятся к библейскому Иудейскому царству. Исследователи обнаружили следы микроорганизма Giardia duodenalis, который часто приводит к изнурительной диарее у людей.

Древние туалеты

Образцы фекалий были взяты из отложений древних туалетов, найденных во время раскопок в 2019 году. Они датируются VII веком до нашей эры, когда Иерусалим был столицей Иудеи. В то время Иерусалим являлся важным религиозным и политическим центром, в котором жили от 8000 до 25 000 человек.

Оба туалета имели замысловато вырезанные каменные сиденья с неглубокой изогнутой поверхностью для посадки. В центре размещалось отверстие для дефекации, а рядом – более мелкое отверстие – для мочеиспускания. В то время уборные могли себе позволить только привилегированные члены общества.

Древняя зараза

Giardia duodenalis (Кишечная лямблия) – крошечный кишечный паразит человека, которые также может встречаться у собак, кошек, птиц и некоторых других животных. Чаще всего люди, зараженные Giardia duodenalis, выздоравливают самостоятельно без антибиотиков. Однако в некоторых случаях дизентерия, вызванная паразитом, может привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже летальным исходам – особенно у маленьких детей.

По словам ученых, Giardia duodenalis, обнаруженная в древних туалетах, является самым ранним свидетельством заражения человека этим микроорганизмом. Это также указывает на вероятно «длительное присутствие паразита среди населения Ближнего Востока».

Кстати, это не первый раз, когда ученые находят следы паразитов в древних туалетах Иерусалима. Ранее исследователи выявили следы яиц четырех паразитических червей на руины дворца, построенного в середине VII века до нашей эры. Подробнее об этом в нашем материале.