Археологи нашли доказательство того, что люди начали использовать сталь гораздо раньше, чем мы думали

Новое археологическое открытие подтвердило, что закаленная сталь использовалась ремесленниками на Пиренейском полуострове для вырезания замысловатых мотивов на стелах из твердой породы во время бронзового века, — раньше, чем считали ученые.

Об истории западной Иберии во время последнего бронзового века (1200–800 гг. до н.э.) и раннего железного века (800–600 гг. до н.э.) известны лишь фрагментарные сведения. Датировка стел из этого региона, на которых изображены антропоморфные фигуры, животные и изображения оружия, различается: предыдущие исследования помещали стелы где-то между тринадцатым и шестым веками до нашей эры.

Археологи провели анализ иберийских стел и обнаружили, что большинство из них имеют резьбу, сделанную из очень твердых пород. На сегодняшний день почти не проводилось исследований инструментов и технологий резьбы, используемых для создания этих стел, в том числе с использованием опытного каменщика для воспроизведения резьбы и выявления различий между твердыми и мягкими породами.

Группа археологов под руководством доктора Ральфа Араке Гонсалеса изучила каменные стелы с Пиренейского полуострова в юго-западной Европе, чтобы определить, какие инструменты использовались для изготовления резьбы. Для этого их впервые подвергли петрографическому анализу. Петрография — это изучение горных пород в шлифах с помощью петрографического микроскопа, прибора, в котором используется поляризованный свет, колеблющийся в одной плоскости.

Многие из стел происходят из Сьерра-де-ла-Моралеха, длинной узкой возвышенности в регионе Бадахос в Испании, и было обнаружено, что они состоят из твердого кварцевого песчаника, распространенного в этом районе. Для экспериментов были использованы две породы, выбранные из-за их сходства по составу с исходными стелами.

Анализируя железное долото, найденное на участке в Роша-ду-Вижио в Алентежу, Португалия, исследователи определили, что оно состоит из 30% феррита и 70% перлита. Были выкованы три репродукции долота, один оставлен в мягком состоянии для сравнения. Изготовленные долота были признаны пригодными для врезания в силикатный кварц-песчаник.

Исследователи протестировали железное долото, а также долото из бронзовых сплавов на копиях стел. Они обнаружили, что бронзовое долото не может проникнуть в поверхность кварцевого песчаника, тогда как железное «долото Роча-ду-Вигио» дает почти точную копию оригинальной резьбы.

Инструменты, сделанные из кварцита, также были испытаны и выброшены как инструменты, которые могли быть использованы для вырезания маркировки. Хотя исследователи не смогли металлографически доказать, что край долота был сделан из закаленной стали, эксперименты показали, что только закаленная сталь может успешно резать по камню, из которого были сделаны стелы.

«Долото из Роша-ду-Вижио и контекст, в котором оно было найдено, показывают, что металлургия железа, включая производство и закалку стали, вероятно, была местным развитием централизованных небольших общин в Иберии, а не из-за влияния более поздних процессов колонизации», — заявил Араке Гонсалес.

«Люди последнего бронзового века в Иберии умели закалять сталь. В противном случае они не смогли бы работать со стелами. Это обстоятельство также имеет последствия для археологической оценки металлургии железа и кварцитовых скульптур в других регионах мира», — добавил он.