Астрофизики обнаружили новый тип сверхновой

Астрономы впервые обнаружили сверхновую нового типа. Найденная звезда взорвалась после столкновения с чрезвычайно плотным объектом, возможно, черной дырой или нейтронной звездой. Такой ранний взрыв создал уникальный сигнал, который удалось зафиксировать исследователям.
Астрофизики обнаружили новый тип сверхновой
Chuck Carter

Ранее астрофизики ни разу не наблюдали подобного явления. Теперь они показали, что существует совершенно новый тип сверхновых, которые «детонируют» раньше времени после столкновения с компактным астрономическим объектом

В 2017 году астроном из Калифорнийского технологического института Диллон Донг заметил странный сигнал в данных, собранных массивом телескопов VLA, который постоянно сканирует космос в поисках радиоисточников. Этот конкретный сигнал, обозначенный VT 1210+4956, был чрезвычайно ярким импульсом радиоволн. Донг подсчитал, что наиболее вероятной причиной вспышки была звезда в процессе превращения в сверхновую, производящая радиосигнал, когда выброшенный ей материал взаимодействовал с газовой оболочкой, сброшенной объектом несколько сотен лет назад.

Но все оказалось гораздо запутаннее и интереснее. Астрофизики предположили, что разгадка может заключаться в другом типе сигнала, помимо радиоволн. Поэтому они начали искать сигнал в отдельном каталоге короткоживущих рентгеновских событий и одно из них совпало с источником радиоизлучения VT 1210+4956 в космосе, но по времени произошло за несколько лет до радиовспышки.

Итак, какого рода событие могло вызвать как радио, так и рентгеновское излучение, подобное этому? После тщательного моделирования ученые остановилась на очень интригующем сценарии. Астрономы предполагают, что вокруг звезды вращался чрезвычайно компактный остаток звезды, скорее всего, черная дыра или нейтронная звезда. Экстремальное гравитационное притяжение этого объекта со временем выкачало бы газ из звезды, выбросив часть его в космос, чтобы сформировать вокруг звезды что-то вроде «пончика».

В конце концов, черная дыра была притянута к звезде, в результате чего она внезапно взорвалась задолго до «назначенного часа». Струя материала была бы выброшена из ядра звезды при коллапсе, производя рентгеновский сигнал. Годы спустя взрыв от взорвавшейся звезды достиг бы «пончика» из газа, окружающего ее, вызвав всплеск радиоволн, который был зафиксирован приборами VLA. Такой механизм сверхновой ранее ни разу не наблюдался и даже не теоретизировался, но это не помешало исследователям его создать.

Статья исследователей будет опубликована в журнале Science.