Астроном-любитель обнаружил карликовую галактику, которую пропустили компьютеры

Компьютеры могут обрабатывать огромное количество данных и находить новые объекты быстрее людей. Однако иногда человеческому мозгу они все же проигрывают.
Астроном-любитель обнаружил карликовую галактику, которую пропустили компьютеры

Пока что компьютерные алгоритмы замечают далеко не все детали. Но это пока.

На изображении, сделанном на этой неделе космическим телескопом «Хаббл», показан объект, который был замечен человеком после того, как он был пропущен компьютерным алгоритмом. Карликовая галактика Донатьелло II очень слабая, и ее трудно выделить из фона позади нее, но астроном-любитель смог сделать это.

Галактика, которую пропустил компьютер

«Даже самые лучшие алгоритмы имеют свои ограничения, когда дело доходит до различения очень слабых галактик от отдельных звезд и фонового шума, - пишут ученые, работающие на телескопе Хаббл. — В таких сложных ситуациях идентификация должна выполняться старомодным способом – ручным анализом данных».

Карликовая галактика, расположенная в центре этого изображения, была идентифицирована Джузеппе Донатьелло по данным из обзора Dark Energy Survey. Наряду с двумя другими похожими карликовыми галактиками, названными Donatiello III и IV, она вращается вокруг галактики Скульптора. Как только Донатьелло заметил это трио в данных Dark Energy Survey, исследователи использовали Хаббл для подтверждения открытия.

Dark Energy Survey было проектом, в ходе которого с 2013 по 2019 год телескопы составляли карту ночного неба и изучали такие объекты, как скопления галактик, чтобы лучше понять темную энергию. Хотя исследование уже завершено, данные, собранные за первые три года наблюдений, были обнародованы в 2021 году и по-прежнему позволяют исследователям делать открытия, подобным этому трио карликовых галактик.