Астрономы нашли экзопланету, у которой может быть спутник. Главные новости науки сегодня

Новости 14 января. Астрономы Колумбийского университета, анализируя данные космического телескопа Kepler, нашли экзопланету у которой может быть спутник. Международная команда астрономов нашла экзопланету, в атмосфере которой есть водяной пар. Астрономы из Университета Женевы описали экзопланету продолговатой формы, похожую на мяч для регби. Космическому телескопу Джеймс Уэбб осталось 10 дней до цели.
​Супер-Нептун, в атмосфере которого нашли воду. NASA/JPL-Caltech

Когда планировался полет телескопа NASA Kepler многие относились к его миссии скептически. Kepler за 9 лет работы (2009-2018) открыл 3500 экзопланет-кандидатов. Сегодня открытие новой экзопланеты это даже не повод для новостной заметки. Разве только она чем-то особенно выделяется среди тысяч других

Данные, которые передал космический телескоп Kepler, позволяют до сих пор делать открытия. Команда астрономов Колумбийского университета, анализируя данные телескопа, обнаружила кандидата в экзолуны, вращающегося вокруг планеты Кеплер 1708b. Планета находится на расстоянии 5500 световых лет от Земли. Кандидат в экзолуны получил название Кеплер 1708b-i. Он имеет размер примерно 2,6 радиуса Земли. Это действительно огромный размер для спутника.

30 лет назад мы наблюдали планеты только в нашей Солнечной системе. И могли думать, что во Вселенной такая планетная система всего одна, или что она является очень редким явлением. Сегодня мы знаем более 4000 подтвержденных экзопланет, и все еще не знаем ни одной экзопланеты, вокруг которой вращается спутник. И вот кажется, такую экзолуну все-таки нашли. В случае подтверждения статуса экзолуны это наблюдение может подтвердить гипотезу, что экзолуны так же распространены во Вселенной, как и экзопланеты, и что спутники являются не исключением, а характерной чертой планетных систем.

Наличие у планеты спутника стабилизирует ее орбиту и наклон оси вращения. И то, и другое может быть жизненно важно. Чем больше у планет спутников — тем больше шансов, что на планетах (или на спутниках) есть жизнь.

Это уже вторая экзолуна, данные о которой собрали астрономы Колумбийского университета. Первая была открыта в 2018, но и она до сих пор не подтверждена. Нужны дополнительные наблюдения. И очень скоро они начнутся.

Международная команда астрономов нашла экзопланету, в атмосфере которой есть водяной пар. Планета TOI 674b находится на расстоянии всего 150 световых лет. Родительская звезда — тусклый красный карлик (примерно в два раза меньше Солнца). Сама планета имеет размер примерно такой же, как Нептун. И она близко к родительской звезде: она обращается вокруг звезды за двое земных суток. Близость к звезде позволила астрономам проанализировать состав атмосферы планеты. В ней есть вода. И очень скоро мы узнаем, газовый состав атмосферы TOI 674b и многих других экзопланет.

Планеты обычно имеют форму близкую к шарообразной. Мы к этому привыкли и опровержений вроде бы не было. Эта форма определяется силой тяготения. Но астрономы из Университета Женевы нашли планету, которая имеет характерную вытянутую форму, напоминающую мяч для регби. Планета была обнаружена в 2014 году, называется WASP-103b и находится на расстоянии около 1530 световых лет. WASP-103b облетает вокруг своей звезды менее чем за земные сутки. Она немного массивнее Юпитера и в 20 раз горячее. То, что она вытянута, объясняется просто действием приливных сил родительской звезды, которая очень близко к планете. А вот, чтобы установить форму экзопланеты, анализируя данные спутников CHEOPS и Хаббл, астрономам потребовалось 8 лет. И очень скоро установить форму подобной планеты станет гораздо проще.

Так что же все-таки случится «очень скоро»? Космический телескоп Джеймс Уэбб долетит до точки Лагранжа в полутора миллионах км от Земле. И начнет наблюдение. По сравнению с Kepler или Хаббл возможности Джеймс Уэбб — огромны. Лететь ему осталось 10 дней. Но конечно, сразу открытия не начнутся, а начнется калибровка зеркал на снимках Большого Магелланова облака. На это уйдет около 90 дней. Настоящая работа начнется в конце апреля. Заказов от астрономов уже столько, что Джеймсу Уэббу хватит на все 10 лет.