Безопасная химиотерапия: наночастица несет в себе сразу три лекарства от рака

Химики Массачусетского технологического института создали наночастицы, способные доставить к цели три и более лекарств от рака одновременно.
Безопасная химиотерапия: наночастица несет в себе сразу три лекарства от рака

Доставка химиотерапевтических препаратов в виде наночастиц могла бы уменьшить побочные эффекты путем доставки лекарств непосредственно в опухоль. На сегодня уже разработаны частицы, доставляющие один или два химиотерапевтических препарата: с большим количеством лекарств при использовании существующих методов пришлось бы уменьшать дозировки. Теперь придуман новый способ создания наночастиц с тремя и более действующими веществами в требуемом объеме.

В статье, опубликованной в журнале Американского химического общества, исследователи показали возможность «загрузить» наночастицы тремя препаратами, обычно используемыми для лечения рака яичников — цисплатином, доксорубицином и камптотецином. Каждое лекарство высвобождается в ответ на свой пусковой механизм. Ученые уже начали испытывать наночастицы с тремя препаратами для лечения злокачественных опухолей у животных.

Новый подход преодолевает ограничения, присущие двум прежним методам, наиболее часто используемым для получения наночастиц для доставки лекарственных препаратов: инкапсуляции молекул препарата внутрь частиц или химически прикрепляя их к частице. В обоих этих методах с каждым новым препаратом становится все труднее проводить реакции, необходимые для сборки частицы.

Вместо того, чтобы строить частицу, а затем присоединять к ней молекулы препаратов, само средство для доставки лекарств строится из блоков, уже включающих действующие вещества. Эти строительные блоки могут быть соединены вместе в виде очень специфической структуры, и исследователи могут точно контролировать содержание в ней каждого препарата.

Каждый блок состоит из трех компонентов: молекулы лекарства, связывающей единицы, которая может подключаться к другим блокам, и цепи полиэтиленгликоля, позволяющей защитить частицу от разрушения в организме. Такой подход (названный brush first polymerization) позволяет связать вместе сотни блоков с молекулами самых разных лекарств и делает возможным разрабатывать новые схемы лечения, которые могли бы лучше убивать раковые клетки, избегая при этом побочных эффектов традиционной химиотерапии.