Братья Солнца: Заблудившееся семейство

Опубликованы результаты первого тщательного поиска звезд, родившихся вместе с нашим Солнцем.
Братья Солнца: Заблудившееся семейство

Давным-давно, примерно 5 млрд лет назад, Солнце сконденсировалось из огромного облака газа и пыли — настолько огромного, что в его пределах зародились порядка тысячи звезд. Конечно, и по возрасту, и по химическому составу они должны быть Солнцу очень близки.

И, конечно, исследование этих «звездных братьев» может пролить свет на многие вопросы происхождения самой нашей звезды. Их распределение в пределах галактики покажет, какой путь за это время проделало Солнце, и как это перемещение сказалось на климате и других особенностях Земли, а возможно — и развитии жизни. Их состав может объяснить, отчего Солнце куда более богато тяжелыми элементами, чем его современные галактические соседи.

Но главное остается непонятным — где же находятся все эти «братья» Солнца? Первое детальное исследование на этот счет закончили недавно американские и голландские астрономы. Сразу скажем: результаты разочаровывают.

Проблема задачи — в самом ее масштабе. То, как мы сегодня представляем себе процесс звездообразования, позволяет говорить о нем, как о весьма динамическом и даже хаотическом явлении. О сложных гравитационных взаимодействиях, которые буквально выбрасывают молодые звезды прочь из материнского газопылевого облака. Как следствие, к настоящему времени тысяча «братьев Солнца» могут быть раскиданы на огромных просторах, в пределах 3 тыс. световых лет от нас. А в этих пределах насчитывается около 100 млн звезд.

Кроме того, достаточно точной информацией мы обладаем лишь о примерно 100 тыс. из них, причем, получена она была в начале 1990-х благодаря миссии Hipparcos (мы писали о ней и ее последователях в заметке «Звездный детектив»). Все эти звезды находятся на достаточно близких расстояниях, порядка нескольких сотен световых лет от Земли и, конечно, их количество не позволяет говорить о том, что у нас имеется более-менее удовлетворительная «карта» нашего близкого звездного окружения.

Но на всякий случай ученые проанализировали эти более-менее изученные звезды на предмет сходства с Солнцем — ни одна под этот критерий не подошла. Только звезда 7-й величины HIP 21158, расположенная в созвездии Тельца, имеет нужный возраст и параметры траектории. Но скорость ее несколько выше, чем стоило бы ожидать.

Вердикт ученых краток: «В пределах 100 парсек от Солнца его "родственников" не обнаруживается». Это, конечно, печально, но новую надежду дает миссия Gaia, которая займется теми же измерениями, что и Hipparcos, но уже на более «продвинутом» уровне. По оценке специалистов, она сумеет каталогизировать уже около 1 млрд звезд и позволит создать трехмерную карту Млечного Пути. К сожалению, запуск миссии отложен и запланирован теперь на 2012 г. — а карта будет готова не ранее 2020-го.

sektorich
sektorich 24 Мая 2010, 19:05
Лейтенант Немо Магнетизм солнца обусловлен движением плазмы в недрах нашей звезды. Явление факелов, тёмных пятен обуславливается извенением магнитного поля, вследствие движения высокоионизированного газа. Обнаружить звёзды, подобно нашей может отчасти и миссия "Кеплер", занимающаяся поиском экзопланет.