Что-то странное происходит с температурой только что образовавшихся пузырьков

Группа исследователей из Университета Париж-Сакле обнаружила, что пленка, из которой состоят обычные мыльные пузыри, холоднее окружающего воздуха. В некоторых случаях разница температур достигала 8 градусов Цельсия. Это явление требует объяснения, которого пока нет.
Что-то странное происходит с температурой только что образовавшихся пузырьков
Фотография мыльной пленки, висящей на раме. Радиус мыльной пленки на этом снимке R = 6 мм. Physical Review Letters (2022). DOI: 10.1103/PhysRevLett.129.268001

Пузыри существуют в самых разных средах: в пивных стаканах, посудомоечных машинах, на гребнях волн, в капельках слюны между зубами. Но с ними что-то так. Физики пока разбираются

С пузырьками было проведено множество исследований, большая часть которых была сосредоточена на контроле над ними во время промышленных процессов. Но, по-видимому, еще многое предстоит узнать, поскольку исследователи из Университета Париж-Сакле неожиданно обнаружили о пузырьках кое-что совершенно новое: их пленки холоднее окружающего их воздуха.

Как это не раз случалось в науке, исследователи не собирались делать такое открытие - они изучали стабильность пузырьков и при этом использовали оборудование, которое позволяло им измерять температуру пленки. Так было обнаружено, что пленка холоднее окружающего воздуха для всех испытанных учеными пузырьков.

В своей работе исследователи создали пузырьки, используя обычное средство для мытья посуды, воду и глицерин. Обнаружив разницу температур, команда переориентировала свои усилия, чтобы узнать больше. Они пытались изменить температуру воздуха, уровень влажности, а также пропорции ингредиентов, используемых для изготовления пузырей. Они обнаружили, что могут создавать пузыри, температура которых на 8 градусов ниже, чем у окружающего их воздуха. Это невероятно много. Они также обнаружили, что изменение количества глицерина влияет на температуру образующихся пузырьков — чем больше глицерина, тем выше температура пленки.

Эксперимент
Unsplash.com

Исследователи предполагают, что более низкая температура пленки может быть результатом испарения по мере образования пузырька. Они также отметили, что если пузырьки сохранялись, пленка нагревалась и постепенно достигала температуры окружающего воздуха.

Ученые предполагают, что большая разница температур, которую они обнаружили с некоторыми пузырьками, может повлиять на стабильность пузырьков, и приходят к выводу, что требуется дополнительная работа, чтобы выяснить, почему пленки холоднее воздуха и может ли это быть полезным в приложениям.