Элемент, который исключили из периодической системы Менделеева: что не так с дидимием

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева развивалась в течение многих десятков лет — проводились новые исследования, заполнялись пустоты, открывались новые элементы. Но вот вопрос — бывало ли такое, что сначала ученые добавили в таблицу новый элемент, а потом удалили его оттуда? Оказывается, такой случай был.
GettyImages

Дидимий — самый известный элемент, который исключили из периодической системы Д.И. Менделеева

В 1839 году (по некоторым данным, в 1841 году) шведский химик и врач Карл Мосандер объявил об открытии нового химического элемента «дидима» (или «дидимия»). Название было образовано от греческого слова didymos, которое переводится как «близнец» — дело в том, что по своим свойствам дидимий был очень похож на лантан.

Почему дидимий исключили из периодической системы химических элементов

В 1879 году возникли сомнения в том, что дидимий заслуживает место в периодической системе химических элементов. Все дело в том, что химический анализ показал, что дидимий содержит частицы самария, а также кусочки еще одного неизвестного элемента.

А в 1885 году австрийский химик Карл фон Вельсбах продемонстрировал общественности результаты своей работы — он обнаружил, что дидимий на самом деле оказался не отдельным химическим элементом, а смесью двух редкоземельных элементов — неодима и празеодима.

Неодим
Wikimedia Commons/Unknown author/CC BY 1.0

Сейчас дидим используется для изготовления специальных сортов стекла, а также для создания светофильтров, повышающих насыщенность и контрастность красного цвета при фотографировании.

Какие еще элементы исключили из периодической системы

Еще одним химическим элементом, исключенным из периодической системы, стал мазур (элемент 43), который обнаружила группа немецких химиков. Ученые убеждали всех, что они обнаружили элемент в колумбийской (ныне известной как ниобиевая) руде в 1925 году. Однако утверждение было спорным, поскольку их коллеги никак не могли повторить их успех.

В 1936 году американский физик Эмилио Сегре и итальянский химик Карло Перье выделили элемент 43 из молибденовой фольги при помощи циклотрона — они назвали его технеций. Однако даже самые долгоживущие изотопы технеция имеют короткий период полураспада по геологическим меркам (миллионы лет), и в естественной среде его находили только в мельчайших следовых количествах, как продукт деления урана. По этой причине первоначальное утверждение об открытии мазура почти повсеместно считается ошибочным.