Домашние куры скрещиваются с собратьями из дикой природы. И это плохая новость для «вольных» птиц

Согласно новому исследованию, банкивская джунглевая курица – дикий предок домашней курицы – теряет генетическое разнообразие из-за скрещивания с одомашненными птицами.
[Photo Courtesy of Yong Chee Keita Sin] Image Credit: Wu et al, 2023. CC-BY 4.0

Из-за скрещивания с домашними птицами банкивская джунглевая курица теряет свое генетическое разнообразие

Люди в Китае и некоторые других регионах Азии одомашнили банкивскую джунглевую курицу (Gallus gallus) где-то между 6000 и 8000 лет назад. Однако дикие и домашние птицы до сих пор скрещиваются. Это приводит к тому, что джунглевые курицы перенимают ДНК от домашних собратьев и постепенно теряют свое генетическое разнообразие.

В новом исследовании, опубликованном в журнале PLOS Genetics, ученые из Национального университета Сингапура секвенировали геномы 51 домашней курицы и 63 джунглевых кур, чтобы найти признаки межпородного скрещивания.

Результаты показали, что 20% до 50% генов диких птиц были унаследованы от домашних. При этом скорость генетического смешения со временем увеличивалась.

К чему это может привести?

Курица

Домашняя курица – самая распространенная птица в мире, имеющая огромное разнообразие пород. Однако она не имеет большого генетического разнообразие.

Генетическая однородность птицы означает, что ее скрещивание с джунглевой курицей не добавляет разнообразия виду, а, наоборот, уменьшает его. Это может привести к сложностям в адаптации к различным условиям (например, изменению климата) и потере среды обитания.

По словам ученых, генетическое разнообразие диких птиц – это также большая ценность для сельского хозяйства. Его можно будет использовать в будущем для «усовершенствования» одомашненных видов — к примеру, для поиска генетических вариантов, которые сделают птицу более устойчивой к определенным болезням.

В заключении исследователи обратить внимание на проблему и попытаться защитить диких джунглевых куриц от дальнейшего скрещивания с домашними птицами.