Две трети раковых опухолей невозможно предотвратить

В исследовании, которое явно вызовет немало споров, двое исследователей заявили, что 60-66 процентов всех раковых мутаций — это результат случайных ошибок в копировании ДНК, то есть, по сути, они неизбежны.
Две трети раковых опухолей невозможно предотвратить

Десятилетиями считалось, что рак — это результат наследственности или факторов окружающей среды, или же комбинация того и другого. Новое исследование университета Джона Хопкинса предполагает, что есть третий фактор, который становится причиной неконтролируемого размножения мутировавших клеток — случайные и непредсказуемые ошибки копирования, происходящие при репликации ДНК. У этого открытия есть два следствия: во-первых, около 60% случаев рака не зависят от наследственности или образа жизни, во-вторых, на основе этого открытия можно разработать новые методы для ранних стадий рака, когда тот еще подвергается лечению. Исследование опубликовано в журнале Science.

«Каждый раз, когда нормальная клетка делится, она совершает несколько ошибок, называемых мутациями», — говорит Берт Фогельштейн, один из авторов исследования. Эти мутации случайны и не всегда вредны, но иногда случаются в генах, способных вызвать рак, и по сути это не что иное как неудача, иначе такой процесс назвать сложно.

У различных типов рака такие «случайные» виды имеют разный процент. Например, у рака печени 77% случаев являются результатом ошибок при репликации, 18% случаются из-за окружающей среды, а оставшиеся пять являются результатом наследственности. Рак простаты, мозга и костей является следствием случайных ошибок в генах в 95%, а вот у рака легких 65% случаев происходят из-за факторов внешней среды, тогда как, например, наследственность практически не играет роли в его возникновении.

Причина таких различий заключается в том, говорят исследователи, что не все ткани созданы одинаково. Некоторые клетки, по причинам, которые еще предстоит выяснить, более подвержены мутациям, чем другие. Возможно, они реплицируют с большей частотой, а значит, у них есть больший шанс на мутацию. «Чем больше в тканях стволовых клеток, тем больше мутаций», — говорит Фогельштейн.

Фогельштейн и его коллега Кристиан Томазетти надеются, что их работа вдохновит других исследователей на лучшее понимание рисков опухолей, а также даст новое средство для превентивных мер. Они также говорят, что лечение рака на самых ранних стадиях крайне недооценено и мало исследовано, и их работа может послужить толчком в этом направлении.