Джеймс Уэбб нашел элементы жизни в глубинах темного межзвездного облака

Международная группа исследователей во главе с астрономом Мелиссой МакКлюр из Лейденского университета в Нидерландах с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб обнаружила в молекулярном облаке Chamaeleon I, расположенном на расстоянии более 500 световых лет от Земли, присутствие элементов, жизненно важных для формирования атмосфер, и сложных молекул, таких как аминокислоты.
Джеймс Уэбб нашел элементы жизни в глубинах темного межзвездного облака
Новое изображение молекулярного облака Chamaeleon I. Космический телескоп Джеймс Уэбб. NASA, ESA, CSA, and M. Zamani

Джеймс Уэбб умеет заглядывать в самую глубины темных облаков межзвездной пыли и находить там настоящие богатства

В молекулярном облаке под названием Chamaeleon I, расположенном на расстоянии более 500 световых лет от Земли, телескоп Джеймс Уэбб обнаружил углерод, водород, кислород, азот и сера (общее название элементов необходимых для формирования сложных органических молекул — CHONS) и сложные молекулы, такие как аминокислоты.

«Элементы CHONS являются важными компонентами пребиотических молекул, таких как простые аминокислоты, и, таким образом, являются своего рода ингредиентами жизни», — говорит соавтор работы астроном Мария Дроздовская из Бернского университета.

Кроме того, международная группа исследователей во главе с астрономом Мелиссой МакКлюр из Лейденского университета в Нидерландах также идентифицировала замороженные формы более сложных молекул, таких как вода, метан, аммиак, карбонилсульфид и метанол.

Холодные, плотные сгустки молекулярных облаков — это место, где рождаются звезды и их планеты. Ученые считают, что CHONS и другие молекулы присутствовали в молекулярном облаке, породившем Солнце, и некоторые из этих молекул позже были доставлены на Землю в результате столкновения с ледяными кометами и астероидами.

Элементы жизни

Спектры с линиями поглощения, обнаруживающие элементы в Chamaeleon I
NASA, ESA, CSA, J. Olmsted/STScI, M.K. McClure/Leiden Observatory, K. Pontoppidan/STScI, N. Crouzet/Leiden University и Z. Smith/Open University

Хотя элементы и молекулы, обнаруженные в Chamaeleon I, прямо сейчас спокойно плавают в пространстве, однажды они могут быть вовлечены в формирование планет, доставляя ингредиенты, необходимые для возникновения жизни.

«Наша идентификация сложных органических молекул, таких как метанол и, возможно, этанол, предполагает, что многие звездные и планетарные системы, развивающиеся в этом конкретном облаке, унаследуют молекулы в довольно продвинутом химическом состоянии», — объясняет астроном Уилл Роша из Лейденской обсерватории. — «Это означает, что присутствие пребиотических молекул в планетных системах является обычным результатом звездообразования, а не уникальной особенностью нашей собственной Солнечной системы».

Chamaeleon I

Chamaeleon I — холодный и плотный, темный конгломерат пыли и льда, который представляет собой одну из ближайших к Земле активных областей звездообразования. Его состав может многое рассказать нам об ингредиентах, входящих в состав звезд и планет, и способствовать пониманию того, как эти ингредиенты включаются во вновь формирующиеся миры.

Джеймс Уэбб с его уникальными возможностями обнаружения инфракрасного излучения, способен видеть сквозь плотную пыль с большей четкостью и детализацией, чем любой из предшествующих телескопов. Это связано с тем, что инфракрасные волны не рассеиваются частицами пыли так, как это происходит с более короткие волнами, например, оптического спектра. Такие инструменты, как Джеймс Уэбб, могут видеть сквозь пыль лучше, чем оптические инструменты, такие как Хаббл.

Чтобы определить химический состав пыли в Chamaeleon I, ученые полагаются на сигнатуры поглощения. Звездный свет, проходящий через облако, может поглощаться содержащимися в нем элементами и молекулами. Разные химические вещества поглощают волны разной длины. Когда спектр выходящего из облака света собирается снова, поглощенные длины волн оказываются темнее. Таким образом ученые могут проанализировать эти линии поглощения, чтобы определить, какие элементы присутствуют в облаке.