Джеймс Уэбб обнаружил клубящиеся облака на далекой планете

Международная группа астрономов, которую возглавили ученые NASA, с помощью спектрографов космического телескопа Джеймс Уэбб проанализировала состав и поведение атмосферы на планете VHS 1256b. Планета находится на расстоянии 40 световых лет от Земли. Над ней проносятся клубящиеся, зернистые облака, состоящие из солей кремния.
Джеймс Уэбб обнаружил клубящиеся облака на далекой планете
На этой иллюстрации показаны клубящиеся облака, идентифицированные телескопом Джеймса Уэбба в атмосфере экзопланеты VHS 1256 b. NASA, ESA, CSA, Joseph Olmsted (STScI)

Джеймс Уэбб анализирует состав атмосфер экзопланет. Впервые ему удалось получить такой подробный состав атмосферы. Жить на этой планете, скорее всего, нельзя. Но астрономы будут искать дальше

Исследователи, ведущие наблюдения с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб, нашли силикатные облака в атмосфере далекой планеты. В течение 22-часовых суток ее атмосфера постоянно перемешивается, — горячие слои поднимаются вверх, холодные — опускаются к поверхности планеты.

Изменения яркости планеты настолько резкие, что это делает ее самым изменчивым объектом планетарной массы, изо всех известных на сегодня.

Ученые обнаружили в атмосфере кроме силикатной пыли (солей кремния) — воду, метан, угарный газ и углекислый газ. Так подробно проанализировать состав атмосферы экзопланеты не удавалось никогда.

Планета, обозначенная VHS 1256 b, находится на расстоянии около 40 световых лет от нас и вращается вокруг двойной звездной системы. Один год составляет 10 000 земных лет. VHS 1256b находится примерно в четыре раза дальше от своих звезд, чем Плутон от нашего Солнца. Такая удаленность делает планету очень удобной целью для Уэбба, поскольку свет планеты не смешивается со светом ее родительских звезд.

Спектрограмма атмосферы экзопланеты
NASA, ESA, CSA

Дым и песок

Температура верхних слоев атмосферы VHS 1256b достигает 815 градусов по Цельсию. Внутри силикатных облаков Уэбб обнаружил крупные и мелкие зерна силикатной пыли. «Мелкие силикатные зерна в атмосфере больше всего похожи на частицы дыма», — говорит соавтор исследования Бет Биллер. — «Более крупные зерна — это очень горячие песчинки». На VHS 1256b довольно слабая гравитация, поэтому силикатные облака остаются в верхних слоях атмосферы надолго, и их удобно наблюдать.

С астрономической точки зрения, планета совсем молодая. Ей всего 150 миллионов лет. Она еще будет меняться и остывать в течение миллиардов лет. Когда-нибудь, когда она остынет и успокоится, в облаках появятся разрывы.

В ближайшие месяцы и годы астрономы продолжат изучать инфракрасные данные Уэбба, чтобы узнать о VHS 1256 b еще больше.