Едва живая Венера: Гранит прошлого

Группа планетологов выступила с поразительным заявлением о том, что на Венере некогда могли быть океаны и континенты – а значит, с большой вероятностью, и жизнь. Журналисты многих изданий с радостью подхватили сенсацию – однако специалисты сомневаются в справедливости этого предположения.

Новый анализ данных, собранных в 1990 г. зондом Galileo на Венере, показали, что некогда на этой ныне слишком неспокойной планете были и океаны, и континенты — а значит, весьма возможно, и жизнь. Аппарат совершал пролет мимо Венеры, направляясь к Юпитеру, когда бортовая камера, работающая в ближнем ИК-диапазоне, сделала снимки планеты.

Анализируя их, международная группа ученых, возглавляемая японским планетологом Джорджем Хашимото (George Hashimoto), обнаружила, что высокогорные регионы Венеры выглядят в инфракрасных лучах намного менее яркими, чем низины. Одно из возможных объяснений этой разницы состоит в том, что высокогорья состоят, в основном, из фельзических пород — в частности, гранита. При этом известно, что на Земле для формирования этих пород требуется вода, а значит — и на Венере могли быть океаны. По крайней мере, так считает Хашимото и его группа.

Тогда сделанные Galileo снимки стали первыми фотографиями Венеры в инфракрасном диапазоне. Ученые полагали, что только мощный радар сможет пробиться сквозь плотную пелену кислотных туч, закрывающих планету, и то, что удалось заснять поверхность в ИК-спектре, стало большой неожиданностью.

В то же время, некоторые ученые высказывают сомнения в том, что интерпретация этих данных дается верная. Авторы исследования соглашаются, по крайней мере, с тем, что данных на сей счет недостаточно и предлагают провести дополнительный анализ, уже имея на руках материалы, собранные новым европейским зондом Venus Express, а возможно — и японским Venus Climate Orbiter, который должен отправиться к Венере в 2010 г.

Действительно, возможное присутствие гранита подразумевает, что, по крайней мере в прошлом, Венера обладала не только океанами, но и континентами, и тектонической активностью, а заодно — и обменом воды и углерода между атмосферой и мантией планеты. Словом, планета была почти что такая же «живая», как и наша собственная.

С этим трудно согласиться, глядя на то, во что превратилась Венера сегодня, с ее атмосферой, на 96% состоящей из углекислоты, с температурой у поверхности в 460 градусов, со сметающими все на пути бурями и колоссальными грозами. Однако ряд ученых считает, что, все-таки, в прошлом Венера была более похожа на Землю, а может, была целиком покрыта океанами. Впрочем, сказать, подходила ли хотя бы температура этого океана для появления жизни — составляла ли она 30 или 150 градусов — сказать пока что нельзя.

О некоторых других открытиях, сделанных зондом Galileo, вы можете прочесть в статье «В краю гигантов».