«Эффект Эйнштейна»: оказывается, люди с большей вероятностью верят в полный бред, если думают, что это слова ученого

Данное исследование показало, что большинство людей восприимчивы к так называемому «эффекту Эйнштейна», когда даже полная ерунда воспринимается как факт, если ее озвучивают ученые.

Даже религиозные люди с большей вероятностью поверят в тарабарщину от ученого, а не от духовного авторитета

В исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behavior, ученые использовали New Age Bullshit Generator – алгоритм, которые генерирует «неясные, бессмысленные утверждения», комбинируя модные «нью-эйдж» термины и «интеллектуальные формулировки». После этого исследователи попросили более 10 тысяч добровольцев из 24 разных стран оценить достоверность полученных бессмысленных утверждений.

Несмотря на то, что все заявления были абсолютно глупыми и бессмысленными, 76% участников оценили их на среднем уровне или выше по шкале достоверности, когда слова приписали вымышленному физику элементарных частиц по имени Эдвард К. Лил. Напротив, только 55% сочли бессмысленные утверждения достоверными, когда им сказали, что их озвучил «духовный авторитет» Сол Дж. Адриан.

«Мы создали утверждения, которые почти невозможно опровергнуть и которые не имеют отношения к противоречивым или политизированным научным темам, к которым у людей может быть сильное предубеждение (эффективность прививок, изменение климата и так далее)», – пишут ученые.

Вот один из примеров сгенерированных «цитат» вымышленного ученого: «через вечность мы, существа, будем расти, как никогда раньше, поскольку мы воссозданы квантовым супом»

Исследователи объясняют, что «эффект Эйнштейна» отражает готовность большинства людей принимать утверждения экспертов, даже если они им совсем непонятны.

«Люди просто принимают, что E  =  mc 2 и что антибиотики помогают вылечить пневмонию, потому что так говорят заслуживающие доверия авторитеты, такие как Эйнштейн и их врач, на самом деле не понимая, что влекут за собой эти утверждения», – пишут исследователи.

Интересно, что участники, сообщившие в анкете о высоком уровне религиозности, все равно больше доверяли утверждениям ученого, чем духовного гуру.

В заключении исследователи отмечают, что «во всех 24 странах и на всех уровнях религиозности тарабарщина от ученого считалась более достоверной, чем та же тарабарщина от духовного гуру»

«Эти результаты показывают, что независимо от религиозного мировоззрения человека в разных культурах наука является мощной и универсальной эвристикой, которая сигнализирует о достоверности информации», – пишет команда.

сергей азначеев