Египетские раскопки: мумии крокодилов и 142 собаки. Главные научные новости недели

Новости 14-20 января. Раскопки на Крите показали, что в 16 веке до н.э. на острове были популярны близкородственные браки. В Северной Европе периода распространения земледелия 8000-4000 лет назад каждый десятый получал по голове тупым предметом. В Египте обнаружены захоронения: фараонов 18-й династии, 10 мумий крокодилов и странная могила, в которой похоронен ребенок и 142 собаки.
Сбор оливок в Древней Греции. Nikola Nevenov

Археология Крита, Северо-Западной Европы и Египта

Крит 4000 лет назад

Ученые проанализировали более 100 геномов людей бронзового века, живших на островах Эгейского моря. Благодаря новым методам работы сегодня стало возможно получать обширные генетические данные даже в таких регионах, где ДНК сохраняется очень плохо, например, в Греции. Как показало исследование на Крите и на других греческих островах 4000 лет назад была широко распространена женитьба на двоюродной сестре.

Европа 8000-4000 лет назад

Примеры ударов тупым предметом по черепу эпохи неолита: (A), (С), (D) незажившие смертельные раны, (B) зажившая рана.
DOI: 10.1073/pnas.2209481119

Биоархеологи обнаружили, что из скелетных останков более 2300 первых земледельцев из 180 стоянок, датируемых примерно 8000–4000 лет назад, более чем каждый десятый имеет повреждения от удара тупым предметом или каменным топором. Вопреки мнению о том, что эпоха неолита была отмечена мирным сотрудничеством команда исследователей пришла к выводу, что в Северо-Западной Европе период с 6000 г. до н.э. по 2000 г. до н.э. может быть пиком конфликтов и насилия, при котором иногда уничтожались целые общины. Причиной войн при переходе к земледелию, вероятно, стало возникшее неравенство разных общин. Те, кому не удавалось вырастить богатый урожай, брали в руки оружие, чтобы его отнять.

Египет 3500-2500 лет назад

Раскопки захоронения фараонов ведутся в Луксоре, на западном берегу Нила. AFP
Раскопки захоронения фараонов ведутся в Луксоре, на западном берегу Нила
AFP

Египетские власти объявили об открытии древней гробницы в Луксоре. Ее возраст — около 3500 лет. По мнению археологов, в захоронении хранятся останки фараонов 18-й династии. Эта династия относится к периоду египетской истории, известному как Новое Царство. Период закончился в 1292 г. до н.э. Это было время наивысшего процветания Древнего Египта. К этой династии принадлежали фараоны Эхнатон и Тутанхамон.

CEI RAS

Археологи из Центра египтологических исследований Российской академии наук в течение нескольких лет вели раскопки некрополя в оазисе Фаюм к западу от Нила недалеко от Каира. В ходе недавних работ они обнаружили захоронение восьмилетнего ребенка, в могиле с которым были останки 142 собак. Вероятно, они все утонули, причем одновременно. Но почему ребенок и собаки похоронены в одной могиле остается загадкой.

Мумифицированные останки пяти отдельных черепов и пяти частичных скелетов крокодилов были найдены археологами в скальных гробницах в Куббат аль-Хаве на западном берегу Нила. Захоронение датируется примерно V веком до нашей эры. Исследователи полагают, что крокодилы были уложены в песок, что позволило телам высохнуть естественным путем. Большинство образцов плохо сохранилось, но один остается в таком хорошем состоянии, что его кожа и мягкие ткани все еще целы.