Тайны искусства: что скрывает знаменитая картина Рембрандта

Картина, известная под названием «Ночной дозор» высотой 3,63 метра является самой большой картиной Рембрандта. Века спустя после ее написания, она продолжает удивлять ученых.
Тайны искусства: что скрывает знаменитая картина Рембрандта
Wikipedia

Ученые смогли открыть изначальный облик картины и удивительный пигмент.

Группа исследователей из Европы обнаружила неожиданную молекулу, изучая состав краски, которой написано знаменитое произведение искусства голландского золотого века. Благодаря слоям пигментов и другим средам, таким как грунтовки и лаки, краски на разных уровнях картины могут различаться по химическому составу. Поэтому, помимо сканирования поверхности картин, эксперты из проекта консервации Operation Night Watch берут мельчайшие образцы красок через слои знаменитой картины.

Секрет картины Рембрандта

В 2021 году, через два года после начала проекта, макро-рентгенография выявила оригинальный эскиз Рембрандта в окончательной версии «Ночного дозора». Направляя рентгеновские лучи на картину, технология заставляет пигменты поглощать, а затем излучать свет высокой энергии характерными способами, определяя распределение различных элементов в отдельных слоях.

Это позволило ученым открыть изначальный эскиз картины, на которой оказалось множество мелких деталей, которые художник затем изменил, чтобы шедевр приобрел тот вид, что имеет сегодня. Однако внимание исследователя привлекли не только изображения. Метод, называемый рентгеновской порошковой дифракцией, выявил присутствие формиатов свинца, в том числе редкого формиата свинца (II), Pb(HCOO)2.

На самом деле нет ничего удивительного в том, что соединение свинца присутствовало в произведении искусства Рембрандта, так как обычно эти соединения использовались при создании белых и желтых пигментов. Однако этот конкретный класс соединений свинца был обнаружен только в исследованиях, моделирующих старение красок, а не в самих старых картинах.

Распределение формиатов свинца предполагает, что в одних слоях он был более концентрированным, чем в других, и ассоциировался со светлыми красками. Исследователи выяснили, что Рембрандт смешивал оксид свинца (II) со своей красочной средой из льняного масла, чтобы краски стали светлее и лучше высыхали. Взаимодействие с другими молекулами с течением времени превратило его в формиаты свинца. Кажется, даже таким великим мастерам живописи, как Рембрандт, может надоесть эта медленно сохнущая краска.