Посмотрите на удивительные снимки Юпитера: как выглядит планета-гигант в трех диапазонах световых волн

Чтобы получить максимум полезной информации о космических телах, порой бывает весьма полезно взглянуть на них не только в видимом спектре света.
NOIRLab

NOIRLab опубликовала потрясающие фотографии планеты-гиганта, сделанные одновременно в разных спектах длин световых волн

Юпитер: царь планет, защитник внутренней Солнечной системы. Все мы знаем, как выглядит газовый гигант, чьи полоски похожи на слои мороженного, вращающиеся в противоположных направлениях, а также помним о легендарном красном шторме, бушующем на южном полушарии.

Но это только то, как Юпитер выглядит в оптическом диапазоне длин волн. Если же взглянуть на гигантскую планету в диапазоне волн, выходящих за пределы человеческого зрения, то нас ждет совсем иная картина. В инфракрасном диапазоне тепловое излучение будет казаться ярко-желтым и белым, а более прохладные области — тускло-красными (отчего Юпитер становится похоже на лазанью); в ультрафиолетовом же спектре мы увидим мягкие, пастельные тона.

Эти фотографии были опубликованы Национальной исследовательской лаборатории оптико-инфракрасной астрономии Национального научного фонда (NOIRLab), в целях демонстрации того, как многоволновая астрономия может предоставить нам целостный набор данных, раскрывающий все многообразие особенностей небесных тел.

Юпитер в инфракрасном свете
International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA, M.H. Wong (UC Berkeley) et al./M. Zamani

Все три наблюдения были сделаны в одно и то же время 11 января 2017 года. Космический телескоп Хаббла обрабатывал оптические и ультрафиолетовые волны с помощью широкоугольной камеры №3. Ультрафиолетовое изображение было получено телескопом Gemini North с помощью инфракрасного тепловизора.

Для чего такие сложности? Например, видимый свет позволяет нам разглядеть детали на поверхности атмосферы Юпитера, но не предоставляет возможности оценить толщину слоев облаков. Когда мы смотрим на планету в инфракрасном свете, яркие полосы золотистого цвета указывают на более тонкие облачные массивы, сквозь которые «просвечивает» тепловая энергия.

Большое красное пятно, такое яркое в видимом свете и ультрафиолете, практически исчезает в инфракрасном свете. А его «младший брат», Малое красное пятно, и вовсе невозможно разглядеть.

Юпитер в видимом спектре
NASA/ESA/NOIRLab/NSF/AURA/M.H. Wong and I. de Pater (UC Berkeley) et al./M. Zamani

В свою очередь, ультрафиолетовые изображения Юпитера помогают ученым отслеживать высоту и распределение частиц в атмосфере. Например, более высокие слои кажутся более красными из-за поглощения ультрафиолетового света на большой высоте, тогда как более синие области выглядят так из-за отражения ультрафиолетового света на более низких высотах.

Юпитер в ультрафиолетовом спектре

Все три инструмента будут продолжать работать вместе еще какое-то время.

С момента прибытия на орбиту Юпитера еще в 2016 году, Juno уже предоставил нам столько новой информации о Юпитере, что обрабатывать ее предстоит в течение многих лет.