Фобос, сын Марса: Прояснение происхождения

Названный в честь сына бога войны спутник Марса, похоже, действительно, является плотью от плоти Красной планеты.

Фобос, больший из двух спутников Марса, внешне слишком напоминает астероид, комковатый, рыхлый, продолговатый и совсем небольшой (средний радиус его составляет всего 11 км). В том числе и из-за этого происхождение Фобоса долгие годы остается невыясненным. То ли это действительно астероид, пролетавший слишком близко от планеты и захваченный ее притяжением. А может, некогда удар колоссальной силы выбил из Марса миллиарды тонн вещества, которые, выброшенные на орбиту, затем сформировали Фобос — словом, так, как это, скорее всего произошло с Луной, по широко распространенной сегодня Теории гигантского столкновения.

В последнее время все больше свидетельств говорят в пользу именно второй версии. Новые доводы этому появились после нового исследования структуры и состава Фобоса, проведенного с помощью европейского зонда Mars Express. Он показал, что несмотря на внешнюю схожесть, химический состав спутника совсем не характерен для астероидов. Зато немало минералов Фобоса обнаруживаются также на Марсе.

В частности, были обнаружены водородсодержащие филлосиликаты, образование которых требует присутствия воды — ранее они были найдены и на самом Марсе. Формирование этих минералов на Фобосе крайне маловероятно, ведь для этого спутник должен обладать каким-то мощным источником тепла, способным поддерживать существование воды в жидкой фазе. И куда более реалистичным выглядит вариант с образованием филлосиликатов сперва на Марсе, чтобы лишь затем они оказались на орбите и вошли в состав Фобоса.

Даже плотность спутника (около 1,86 г/см3) заметно ниже, чем это свойственно астероидам. Структурно он напоминает губку, полости которой занимают от 25 до 45 процентов его объема. Впрочем, об исследованиях плотности и структуры Фобоса применительно к его происхождению мы как-то уже рассказывали («Природа страха»).

Губчатую структуру спутника подтверждают не только наблюдения. По расчетам ученых, если б он был действительно плотным однородным телом, он бы не пережил мощного столкновения, которое привело к появлению на нем крупного кратера Стикни, диаметр которого достигает 10 км, едва ли не половину размеров Фобоса. В конце концов, если б это был необычный пористый астероид, он, как считают астрономы, не смог бы сохранить целостность в ходе захвата притяжением Марса и развалился на куски.

Зато пористая и комковатая структура полностью согласуется с ударной версией происхождения Фобоса. Столкновение с каким-то крупным небесным телом выбило с поверхности Марса большие объемы вещества. Обломки и фрагменты эти частью достигли орбиты, где спустя долгие годы притянулись друг к другу и, «слипнувшись», образовали такой губчатый и неоднородный спутник.

Наконец, и орбита Фобоса (как и у его младшего собрата Деймоса) для астероидной гипотезы слишком округла и слишком близка к экватору Марса; в случае захвата астероидов орбиты их вокруг оказываются куда менее упорядоченными.

Словом, имеется все больше доводов, позволяющих склониться к «ударному» происхождению спутников Марса. Однако точка в этом вопросе еще вовсе не поставлена. Возможно, это удастся долгожданной российской миссии «Фобос-Грунт», которая должна стартовать к спутнику Марса в будущем году и доставить с него на Землю образцы вещества.