Генетики показали более 3500 генетических вариаций, определяющих склонность к табаку и алкоголю

В ходе исследования, в котором приняли участие почти 3,4 миллиона человек было выявлено более 3500 генетических вариаций, которые влияют на отношение к курению и употреблению алкоголя. Ученые намерены сформулировать точные рекомендации, которые позволят определять генетическую склонность человека к табаку и алкоголю, для оценки рисков и раннего предупреждения формирующейся зависимости.
Getty

Курение и алкоголь являются факторами риска для целого ряда физических и психических заболеваний, включая сердечно-сосудистые и психические расстройства

И на курение, и на употребление алкоголя влияют экологические и социальные факторы. Но теперь есть доказательства, что и индивидуальная генетика человека может влиять на склонность к табаку и алкоголю. «Мы находимся на этапе, когда генетические открытия преобразуются» в клинические приложения, — сказал журналу Nature соавтор исследования Дацзян Лю. — «Если мы сможем прогнозировать риск никотиновой или алкогольной зависимости, используя знание генома человека, мы сможем вмешаться на ранней стадии и предотвратить множество смертей».

Наследственное разнообразие

Ученые используют GWAS (полногеномные ассоциативные исследования), чтобы найти генетические связи с заболеваниями или поведением, сравнивая генетические последовательности большого количества людей. Лю и его коллеги построили модель, включающую геномные данные 3 383 199 человек, 21% из которых имели неевропейское происхождение.

Ученые выявили 3823 генетических варианта, связанных с курением или употреблением алкоголя. 39 из них были связаны с возрастом, в котором люди начали курить, 243 — с количеством выкуриваемых сигарет в день и 849 — с количеством выпитого алкоголя в неделю (в дринках).

Ученые показали, что полигенные показатели риска, основанные на сочетании нескольких генетических факторов, которые были специфичны только для группы европейского происхождения, для неевропейцев практически не подходят. «Даже при таких больших размерах выборки генетика не переносится между популяциями», — отмечают ученые. То есть, включается среда.

Влияние окружающей среды

Unsplash.com

«Эпигенетические факторы и факторы окружающей среды действительно важны для включения и выключения генов», — говорит Шехиме Темел из Университета Улудаг в Бурсе, Турция.

В анализ еще не были включены представители ближневосточного и индийского населения, среди которых часто преобладает курение. «Употребление табака очень распространено на Ближнем Востоке. Существует огромное потребление кальяна», — говорит Махмут Эргёрен, медицинский биолог из Ближневосточного университета в Никосии, Кипр. Он добавляет, что включение этих популяций в анализ повысит его точность и поможет выявить больше генетических ассоциаций.

Как отмечают исследователи, на потребление табака и алкоголя безусловно влияют и поведенческие стереотипы, и другие факторы окружающей среды. Но свести склонность человека к курению и алкоголю исключительно к влиянию среды и его как бы свободному предпочтению — тоже нельзя. Гены играют очень большую роль.

Ученые намерены сформулировать более точные генетические рекомендации, которые позволят определить склонность человека к табаку и алкоголю для оценки рисков и раннего предупреждения формирующейся зависимости.