Генно-модифицированные пивные дрожжи научились лечить воспаление кишечника

Исследователи из Brigham and Women's Hospital разработали дрожжи, используемые в выпечке, виноделии и пивоварении, для лечения воспалительного заболевания кишечника (ВЗК).
Генно-модифицированные пивные дрожжи научились лечить воспаление кишечника

Бактерия была модифицирована, чтобы выделять противовоспалительную молекулу в ответ на признаки раздражения кишечника, и доказала свою эффективность в доклинических испытаниях

Микробиом нашего кишечника все больше вовлекается во все, от рака до нейродегенеративных заболеваний, но до сих пор неясно, как именно мы можем превратить новые открытия в клинические методы лечения. Фекальные трансплантаты, вероятно, являются наиболее примитивным средством, изменяющим микробиом из всех, созданных наукой, в то время как пробиотики просто полагаются на повышение определенных уровней естественных бактерий.

Возможно, самая футуристическая микробиомная терапия — это идея генно-инженерных пробиотиков. Исследователи модифицируют бактерии, чтобы либо поглощать молекулы, которые не нужны в нашем теле, либо выделять молекулы, обладающие положительным терапевтическим действием.

За последние несколько лет различные предварительные исследования продемонстрировали, что искусственно созданные бактерии убивают колоректальный рак, лечат диабет и выводят излишки аммиака. Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Medicine, демонстрирует, как дрожжевые бактерии, созданные с помощью CRISPR, могут обнаруживать воспаление кишечника и лечить его.

«Мы взяли дрожжи — те самые дрожжи, которые используются для производства пива — и дали им способность ощущать воспаление и выделять противовоспалительную молекулу», — объясняет автор-корреспондент Франсиско Кинтана. «Мы называем эту разработку "дрожжевыми роботами" (или "Y-ботами" от англ. yeast – "дрожжи") и полагаем, что у нее есть потенциал для разработки терапевтических средств, которые могут лечить заболевания кишечной ткани и многое другое».

Исследователи описывают новые дрожжи как «самонастраиваемые», потому что секреция их противовоспалительной молекулы напрямую связана с уровнями другой молекулы, отвечающей за воспаление. Таким образом, бактерии гипотетически должны быть способны оказывать локализованное воспалительное лечение в зависимости от сигналов, которые они получают в кишечнике. Отсутствие воспаления означает, что лекарство выделяться не будет, в то время как сильное воспаление приведет к обильному выделению противовоспалительных метаболитов.

Как и в случае с большинством экспериментов с искусственными бактериями, исследования все еще находятся на доклинических стадиях. Новая работа подробно описывает тесты на моделях мышей с ВЗК, показывающие, что дрожжи действительно подавляют воспаление кишечника с эффективностью, «подобной или выше», чем у существующих методов лечения. Отметим, что испытания на людях пока не проводились.