Гены неандертальцев помогли человеку адаптироваться к изменениям светового дня

Группа генетиков, которую возглавили ученые из Университета Вандербильта, показала, что Homo Sapiens смог адаптироваться к изменению светового дня в Евразии, получив циркадные гены неандертальцев. Они заселили Евразию раньше и уже были готовы к длинным зимним ночам и коротким дням. Этим своим преимуществом неандертальцы поделились с человеком при скрещивании.
Гены неандертальцев помогли человеку адаптироваться к изменениям светового дня
Три пути. Денисовцы, неандертальцы и люди. Nobel prize

В областях близких к экватору, откуда вышел Homo Sapiens, продолжительность дня почти не меняется. Настроить «северные» циркадные ритмы человеку помогли неандертальцы

Группа эпидемиологов и генетиков из Университета Вандербильта, Пенсильванского и Калифорнийского университетов нашла доказательства того, что современные люди, скрещиваясь с неандертальцами, приобрели способность адаптироваться к различиям в количестве световых часов в Евразии при смене времен года.

Группа изучила гены неандертальцев, сохранившиеся в человеческом геноме, в поисках генов, которые влияют на циркадный ритм. Команда обнаружила несколько генов, которые, вероятно, сохранились в геноме человека в результате скрещивания с неандертальцами. Это помогло Homo Sapiens адаптироваться в северных широтах.

Расселение homo sapiens и скрещивание с неандертальцами
NobelPrize.org

Неандертальцы пришли в Евразию раньше современных людей. Те, кто приспособился к совершенно новой среде (по сравнению с Африкой), выжили, а те, кто не смог — погибли. Одной из важных адаптаций стали изменения циркадного ритма, который необходимо было подстроить под смену времен года и связанные с ней изменения продолжительности дня.

Геном неандертальцев эволюционировал. Это позволило им жить там, где дни бывают короткими зимой и длинными летом. Когда, спустя сотни тысяч лет, предки современных людей пришли в Евразию, они скрещивались с давно живущими там неандертальцами. Исследователи полагают, что часть генома неандертальца, которая связана с адаптацией к евразийской среде, объединилась с геномом современного человека. Это позволило человеку приспособиться.

В этом новом исследовании ученые нашли доказательства изменений в геноме неандертальцев, которые помогли им выжить в Евразии. Генетики обнаружили 28 циркадных генов неандертальцев и показали, что 16 из них неандертальцы передали человеку.