«Гормон-любви» стимулирует развитие связей между нейронами

Нейробиологи Медицинского колледжа Бейлора и Детской больницы Техаса показали, что окситоцин («гормон любви») оказывает стимулирующее действие на развитие связей между новыми нейронами, появляющимися в обонятельной луковице головного мозга мышей. Чем выше уровень окситоцина, тем лучше адаптируются и развиваются новые нейроны. Тем надежнее их связь друг с другом.
«Гормон-любви» стимулирует развитие связей между нейронами
Конфокальная лазерная микроскопия нейронов обонятельной луковицы. Baylor College of Medicine and Texas Children' Hospital

Когда отец обнимает маленькую дочь, уровень окситоцина у него может подняться на 100%. Оказывается, это полезно и для мозга

Группа исследователей из Медицинского колледжа Бейлора и Детской больницы Техаса на мышах исследовала, как клетки мозга создают связи с новыми нейронами, рождающимися во взрослом организме.

«В этом исследовании мы хотели узнать, какие молекулы помогают новым нейронам создавать связи в мозге», — сказал соавтор работы Бенджамин Р. Аренкил. — «Мы работали с обонятельной луковицей. У мышей она обладает замечательной способностью сохранять пластичность во взрослом возрасте. Она уже во взрослом организме постоянно интегрирует рождающиеся нейроны. Мы обнаружили, что окситоцин, — вырабатываемый в мозге пептид, — управляет событиями, которые способствуют пластичности нейронной сети».

Исследователи обнаружили, что уровень окситоцина увеличиваются в обонятельной луковице, достигая пика в то время, когда новые нейроны включаются в нейронные сети.

Роль окситоцина в росте пластичности мозга

Количестенный рост шипиков на нейронах
Baylor College of Medicine and Texas Children' Hospital

Ученые обнаружили, что окситоцин запускает сигнальный путь — серию молекулярных событий внутри клеток, — который способствует созреванию новых синапсов, то есть соединений. Это позволяет новым нейронам включиться в общую работу. Когда исследователи удалили рецептор окситоцина, темпы образования синапсов резко снизились.

Выводы сделанные учеными относятся ко всем млекопитающим, включая человека. Это открывает новые возможности для лечения неврологических заболеваний человека. «Окситоцин всегда присутствует в нашем мозге, поэтому, если мы поймем, как его включать и выключать, мы можем помочь сохранить синапсы в здоровом состоянии, способствуя росту и укреплению связей между нейронами», — говорит Аренкил. — «Наши результаты также показывают, что окситоцин способствует росту новых нейронов и восстановлению ткани, поврежденной, например, инсультом. Но для подтверждения этих захватывающих возможностей необходимы дальнейшие исследования».