Греки, троянцы и космический телескоп: Темные спутники

Космический зонд WISE заглянул в тайны троянских астероидов Юпитера, незаметно сопровождающих гигантскую планету по орбите: одна плотная группа чуть впереди, другая — сзади.
Греки, троянцы и космический телескоп: Темные спутники

Троянские астероиды могут скрываться в точках Лагранжа планеты — иначе говоря, там, где притяжение планеты уравновешиваются притяжением Солнца, так что любое небольшое тело может оставаться здесь неопределенно долго. Троянские астероиды известны у Земли, Марса и, конечно, Юпитера, у которого они впервые и были обнаружены. По традиции группу астероидов, находящихся в точке L4 называют в честь героев Троянской войны из греческого лагеря (Ахиллес, Нестор, Агамемнон, Одиссей, Аякс, Диомед, Антилох, Менелай), а в точке L5 — в честь защитников Трои (Приам, Эней, Антиф), хотя традиция эта появилась не сразу, так что Гектор и Патрокл в итоге так и остались во «вражеских лагерях». «Греки» движутся по орбите перед Юпитером, «троянцы» — за ним, опережая и отставая примерно на 60О.

На сей раз и тех, и других зонду WISE впервые удалось наблюдать в цвете: и греки, и троянцы оказались темными, красноватыми каменистыми телами с матовой, плохо отражающей поверхностью. К тому же, подтвердились данные о том, что греки более многочисленны. Возможно, эти результаты позволят разгадать их главную тайну: откуда появились троянские астероиды Юпитера, из чего они состоят? Во всяком случае, выяснилось, что обе группы очень похожи и внутри себя, и между собой: «рыжих» среди них нет. При этом они не слишком похожи на типичных представителей Главного пояса астероидов и далекого Пояса Койпера.

Сегодня Юпитер имеет стабильную постоянную орбиту, но в прошлом, пока его орбита еще не устоялась, он и захватил своих троянцев, но вот где именно и как это произошло, пока неясно. Но очень интересно: ведь в данном случае планета могла выступить в роли «ученого», захватив и сохранив образцы вещества, характерное для определенной части молодой Солнечной системы.

WISE позволил установить точные диаметры и альбедо (отражающей способности) для 1750-ти троянских астероидов Юпитера — на порядок большего числа, чем предыдущие наблюдения. В L4 — «греческом лагере» — их оказалось почти на 40% больше, чем у «защитников Трои» в L5.

По пресс-релизу NASA