Искусственную сетчатку, выращенную в лаборатории, скоро испытают на людях

Ученые из Университета Висконсин–Мэдисон в США нашли способ объединить светочувствительные клетки глаза, выращенные в лаборатории, в ткань сетчатки. Это значительный шаг вперед к испытаниям искусственной сетчатки на людях.
Искусственную сетчатку, выращенную в лаборатории, скоро испытают на людях

Это открытие может наконец привести нас к полностью искусственной сетчатке глаза.

Работая вместе, фоторецепторные клетки объединяются с другими клетками, образуя сетчатку - тонкий слой ткани в задней части глаза, ответственный за преобразование длин волн света в сигналы, которые мозг интерпретирует и позволяет нам видеть. Целью исследователей было вырастить клетки сетчатки вне организма и использовать их для замены мертвых или дисфункциональных тканей внутри глаза.

Искусственная сетчатка глаза

В 2014 году исследователи создали органоиды (скопления клеток, самоорганизовавшиеся в лаборатории в 3D-формы), которые напоминали по форме и функциям реальную сетчатку. Они сделали это, перепрограммировав клетки кожи человека в стволовые клетки, которые затем заставили развиться в несколько типов клеток сетчатки.

В прошлом году та же команда опубликовала исследования, показывающие, что выращенные в лабораторных условиях клетки сетчатки могут реагировать на различные длины волн и интенсивности света, а также тянуться к соседним клеткам для установления связей.

Новое исследование показало, что чаще всего связываются друг с другом и образуют синапсы фоторецепторы, обычно различаемые как палочки и колбочки. Это обнадеживает, потому что именно эти типы клеток теряются при таких заболеваниях, как пигментный ретинит и возрастная макулярная дегенерация.

Были также получены свидетельства того, что типы клеток, называемые ганглиозными клетками сетчатки, тоже могут образовывать синапсы. Замена этих клеток в глазу может быть полезна при лечении таких заболеваний, как глаукома, когда повреждается зрительный нерв, соединяющий глаз с мозгом.