Как физические упражнения влияют на работу генов: исследование на близнецах

ГМО-еда ваши гены не изменит, а вот образ жизни — может изменить их работу.
Как физические упражнения влияют на работу генов: исследование на близнецах
Gallo images

Не только генетическая предрасположенность влияет на риск развития заболеваний. Важнейшую роль играет и ваш образ жизни.

Наше здоровье определяется не только нашим генетическим наследием, но и нашим выбором образа жизни и воздействием окружающей среды. Изучение эпигенетики включает в себя изучение того, какие конкретные маркеры регулируют экспрессию генов. Например, тот факт, что у кого-то может быть генетическая предрасположенность к определенному заболеванию, не означает, что он обязательно заболеет. Экспрессию определенных генов можно повышать или понижать с помощью ряда факторов, и ученым уже несколько лет известно, что физические упражнения, в частности, могут вызывать различные полезные эпигенетические изменения в организме человека.

Исследование на близнецах

Исследование ученых из Университета штата Вашингтон позволило по-новому взглянуть на эпигенетику физических упражнений — в нем были изучены различия в экспрессии генов у идентичных близнецов. Для своей работы исследователи набрали 70 пар идентичных близнецов. Наряду с измерением их индекса массы тела и изучением их физических привычек, каждый участник носил фитнес-трекер в течение одной недели, чтобы объективно определить уровень их физической активности.

Пара близнецов была признана «диссонирующей», если один близнец выполнял более 150 минут интенсивной физической активности в неделю, в то время как другой близнец выполнял менее 150 минут в неделю. Около 40 процентов пар близнецов были признаны несоответствующими по этому показателю.

Изучая эпигенетические различия между этими физически несовместимыми парами идентичных близнецов, исследователи обнаружили маркеры более чем в 50 генах. Изменения экспрессии генов, вызванные физическими упражнениями, были обнаружены в генах, ранее связанных с более низким риском метаболического синдрома. Это означает, что повышение количества физических упражнений снижает генетическую предрасположенность к метаболическому синдрому у людей за счет эпигенетических изменений.