Феноменальная реалистичность: как ученым удалось реконструировать облик ихтиозавров

Тщательный обзор исследований за последние 300 лет и исключительно сохранившаяся окаменелость подарили нам то, что палеонтологи называют «самой современной реконструкцией» древнего животного.
Splash News

Живя рядом с динозаврами в мезозойскую эру, ихтиозавры были морскими рептилиями, которые плавали и охотились в океанах Земли. Напоминающие дельфинов очаровательные животные процветали около 160 миллионов лет, прежде чем вымерли, оставив после себя богатую летопись окаменелостей.

Однако в последнее время палеонтологам также повезло обнаружить не только кости, но и сохранившиеся мягкие ткани, что дает гораздо больший объем информации, которую можно использовать при попытке выяснить, как на самом деле выглядели ихтиозавры. Эта информация, в свою очередь, может помочь нам понять образ жизни, повадки и особенности вымерших рептилий.

Как выглядели древние морские хищники

Под руководством палеонтолога Матса Эрикссона из Лундского университета в Швеции группа ученых собрала и проанализировала предыдущие исследования ихтиозавров, чтобы сделать совокупные выводы. Особый интерес для исследователей вызвала окаменелость, найденная в сланцах Посидония, комплексе окаменелостей Лагерштетте в Германии. Это почти полный образец скелета животного прямиком из юрского периода, а потому другие исследователи использовали его, чтобы понять, как выглядели ихтиозавры и как они жили.

«Нашей точкой отсчета был рыбоящер, найденный в Хольцмадене, Германия», — объяснил палеонтолог Йохан Линдгрен из Лундского университета. «Эта окаменелость ранее была предметом обширного исследования биологии и окраски этих созданий, которое было опубликовано в журнале Nature».

Вооружившись множеством окаменелостей, а также предыдущими исследованиями, команда наняла художника Эсбена Хорна для создания реконструкции ихтиозавра вида Stenopterygius quadriscissus в натуральную величину, найденного в сланцах Посидонии:

Окаменелые кости и мягкие ткани ихтиозавров, найденные в Германии
Eriksson et al., Earth-Sci. Rev., 2022

Современная реконструкция

Процесс занял около года и включал глиняную скульптуру и 3D-печать. В результате животное обзавелось гладкой кожей, как современные кожистые черепахи (Dermochelys coriacea). Предыдущие исследования пришли к выводу, что, как и другие морские рептилии, этот вид потерял свою чешую во время эволюционного перехода в океан.

Ихтиозавр вылеплен так, как будто его внутренности защищены слоем жира, свидетельство чему было найдено в окаменелости немецкого Stenopterygius’а; этот толстый слой жира помог бы защитить ихтиозавра от низких температур точно так же, как он защищает современных морских обитателей. Окаменелости ихтиозавров также показали наличие меланосом, клеточных органелл, содержащих темный пигмент, который обеспечивал бы защиту от ультрафиолета. Крошечные зубы – это прямая реплика с реально сохранившихся зубов ископаемых ящеров.

Результатом, по словам исследователей, является блестящая встреча науки и искусства, а также самое современное изображение ихтиозавра. Хотя возможно, что в будущем появится больше информации, команда не думает, что облик этого существа изменится радикально – будут лишь уточняться мелкие детали иподробности.