Какие виды современных животных вошли в настоящий «каменный век»: история труда

От муравьев до рыб и ворон, многие животные используют камни в качестве инструментов. Но до недавнего времени только люди и наши родственники-гоминиды имели признанные археологические данные об использовании каменных орудий труда. Теперь научное сообщество признает, что у гомининов есть компания. Итак, какие виды вступили, так сказать, в свой собственный археологический «каменный век»?
Какие виды современных животных вошли в настоящий «каменный век»: история труда
Dorit Bar-Zakay via Getty Images

Люди — не единственный вид, вошедший в каменный век. Но кто же еще в этом элитном клубе?

Орудия труда у приматов

Оказывается, каменный век не самый эксклюзивный клуб. К ним также присоединились шимпанзе, обезьяны-капуцины и длиннохвостые макаки: археологические находки подтверждают, что в прошлом они использовали каменные орудия труда. Морские выдры могут быть следующими.

У каждого из видов приматов использование орудий является социально усвоенным поведением. «Это стало частью их культуры», — рассказала Катарина Алмейда-Уоррен, археолог-приматолог из Оксфордского университета, изучающая шимпанзе. Разные группы используют разные инструменты. Некоторые группы шимпанзе, например, используют камень-молот, брошенный на камень-наковальню, чтобы раздавить орехи.

Шимпанзе (Pan troglodytes) тысячелетиями использовали молот и наковальню. Согласно исследованию, опубликованному в 2007 году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, шимпанзе в Кот-д'Ивуаре владели этими орудиями 4300 лет назад. «Каменный век шимпанзе предшествует появлению оседлых фермерских деревень в этой части африканских тропических лесов», — пишут исследователи в своей работе.

Обезьяны-капуцины (Sapajus libidinosus) в Бразилии также используют каменные орудия для колки орехов; исследователи обнаружили камни для раскалывания орехов, которыми капуцины пользовались до 3000 лет назад. Согласно выводам журнала Nature Ecology and Evolution, стили их инструментов менялись на протяжении тысячелетий в зависимости от пищи.

Затем на пляже в Таиланде группа ученых обнаружила каменные орудия, которые когда-то использовались бирманскими длиннохвостыми макаками (Macaca fascicularis aurea) для вскрытия раковин. Эти инструменты, вероятно, использовались в период с 1950 по 2004 год, согласно статье 2016 года в Journal of Human Evolution.

Правда ли, что одни виды умнее других?

Неясно, как эти приматы стали использовать каменные орудия труда. В случае с шимпанзе ранние каменные орудия предполагают, что их «материальная ударная культура» была унаследована от общего предка людей и шимпанзе, пишут ученые. Однако также возможно, что люди и шимпанзе научились использовать каменные орудия независимо друг от друга; похоже, это относится и к другим животным, которые, как известно, используют каменные орудия труда.

Тьяго Фалотико, биолог и приматолог из Университета Сан-Паулу, отмечает: вступление в «каменный век» не означает, что группа в ближайшее время пойдет по траектории человеческого развития. Это также не означает, что пользователи каменных орудий обязательно умнее, чем другие пользователи орудий труда животных. «Камни, деревья и листья используются так же активно», — заявил он.

Однако именно каменные инструменты особенно ценны для исследовательского сообщества, потому что они долговечны. Археологам и антропологам важно знать, что при раскопках могут появиться орудия труда приматов.

Осколки прошлого

Современные выдры также весьма эффективно освоили каменные орудия
Hal Beral via Getty Images

Согласно исследованию, опубликованному в журнале The Holocene, в 2022 году команда из Аргентины выдвинула гипотезу о том, что 50 000-летние «поселения людей» в Бразилии на самом деле были созданы обезьянами-капуцинами. Исследователи обнаружили, что рассматриваемые каменные орудия, изготовленные из кварцита и кварцевой гальки, поразительно похожи на те, которые в настоящее время изготавливают обезьяны-капуцины в национальном парке Серра-да-Капивара в Бразилии.

«Эта статья далека от окончательной», — рассказал Фалотико, объяснив, что практический анализ все еще не был проведен. Но если эта гипотеза верна, эта гипотеза расширит археологические находки каменных орудий капуцинов на тысячи лет, продолжая споры о том, когда люди поселились в Южной Америке.

Даже когда ясно, какие инструменты принадлежат к какому виду, нечеловеческие инструменты могут подарить множество полезной информации и другими способами. Алмейда-Уоррен отметила, что самые старые инструменты, сделанные гомининами, возрастом 3,3 миллиона лет назад, были обнаружены отчасти потому, что инструменты приматов дали археологам новые идеи о том, что искать.

По словам Катарины, шимпанзе, например, используют не только камни, но и длинные куски коры для ловли термитов; они также прибегают к помощи лекарственных растений для лечения ран. «Во многих случаях, — сказала она, — растительные инструменты на самом деле сложнее каменных».

Нечеловеческая археология также может пролить свет на поведение этих видов с течением времени. Например, на древних стоянках капуцинов Фалотико узнал, что обезьяны на протяжении веков приспосабливали свои инструменты для обработки различной пищи. После исследователи надеются узнать историю еще одного животного, использующего инструменты: морских выдр.

Так, исследователи из Калифорнии наблюдали, как морские выдры разбивают открытых мидий о камни. Согласно исследованию 2019 года, опубликованному в журнале Scientific Reports, ученые отличили царапины на камнях «наковальни» морских выдр от следов, сделанных людьми.