Кожа как местообитание: Страна чудес микробных

Как вы думаете, где на поверхности вашего тела обитает самое большое число разнообразных бактерий? Нет, не в подмышечной впадине и не в ямке пупка. Тщательное исследование показало, что настоящие микробные «мегаполисы» находятся на предплечьях. И на этом сюрпризы только начинаются.
Кожа как местообитание: Страна чудес микробных

Если брать по абсолютному числу живых клеток, то количество микробов, обитающих внутри нашего тела и на его поверхности вдесятеро превышает число клеток самого организма. Этот поразительный факт известен уже довольно давно, но лишь в последние годы ученые всерьез занялись тщательной «каталогизацией» обитателей нашей кожи.

Обычно подобные исследования проводились простейшим образом: взять мазки с кожи добровольцев, культивировать их в лаборатории и рассмотреть, что же вырастет. Однако этот подход, как выяснилось, несколько предвзят, ведь он более способствует выявлению тех бактерий, которые лучше растут в лабораторных условиях. Сегодня, благодаря развитию генетических технологий секвенирования (то есть, определения нуклеотидной последовательности ДНК или РНК, шаг за шагом), ученые могут идентифицировать бактерии по их генотипу. К примеру, в прошлом году были опубликованы результаты исследования, в ходе которого таким методом было обнаружено поразительное разнообразие бактерий, обитающих на нашей коже. Однако то, чем отличаются руки от ног, живот от шеи и другие части тела, как экосистемы, до сих пор никто не изучал.

Лишь недавно подобные исследования были проведены американскими учеными. Для этого они выбрали 10 добровольцев и просили их в течение недели мыться мягким мылом, затем сутки не мыться вообще — и прибыть в лабораторию. Здесь у них были взяты соскобы с 20-ти различных участков тела, начиная от ноздрей, через пупок и до верха ягодичной впадины, которая благодаря сегодняшней моде на джинсы с очень низкой талией слишком часто остаются открытыми «всем ветрам». Затем ученые анализировали состав рибосомальной РНК и на этой основе составили подробный «реестр» бактерий, обитающих на разных частях человеческого тела. Итак.

В общей сложности на нашей коже проживает около тысячи видов микроорганизмов, причем их набор мало меняется от человека к человеку, и лишь слегка изменяется со временем (месяц спустя ученые повторили исследование на 5-ти избранных добровольцах). Добавим от себя, что американские ученые наверняка исследовали своих земляков, и весьма возможно, что обитатели кожи эскимоса и зулуса отличаются существеннее. Но можно сказать точно, что по видовому разнообразию бактерий поверхность нашей кожи не уступит нашему же кишечнику, в разных отделах которого проживает от 500 до 1000 видов бактерий.

В разных частях кожи обнаружились серьезные различия в видовом составе микробов. Можно сказать, что по видам обитателей кисти рук отличаются от подмышек не меньше, чем тайга от влажных джунглей. По логике вещей, стоило бы ожидать, что более потеющие и влажные области, особенно защищенные растительностью — например, лоб или волосы на голове — населены особенно плотно и с максимальным разнообразием. На деле все оказалось ровно наоборот: довольно сухие предплечья можно назвать «микробными джунглями» на нашем теле. Самые бесплодные «арктические» регионы — это пространство за ушами, где влачат жалкое существование какие-то жалкие 15 видов бактерий. На предплечьях их втрое больше.

Отчего это обстоит именно так, пока неясно. Наверняка в этом играют свою роль влажность и «волосистость» кожи, число сальных желез, локальная температура и подверженность внешним воздействиям. По мнению одного из авторов работы, почти всегда остающиеся открытыми кисти рук населены разнообразнее просто в силу того, что они представляют собой удобную «посадочную площадку» для бактерий, падающих на нас извне. Однако кисти мы моем не в пример чаще предплечий до локтя, поэтому именно на них остается максимальное число видов микробов.

В любом случае, теперь мы получили представление о том, что сами по себе представляем собой целый набор разнообразных экосистем, во многих из которых не в шутку кипит жизнь. Возможно, это исследование станет шагом к лучшему пониманию того, откуда происходят и как развиваются болезни кожи и другие образования — скажем, подростковые угри или родинки. По родинкам, кстати, можно определить, как быстро происходят в организме процессы старения. Читайте об этом в статье «Знаки старости».