Краткий ликбез: все самое важное, что вы должны узнать о кометах

Кометы — ледяные тела из замерзших газов, камней и пыли, оставшиеся после образования Солнечной системы около 4,6 миллиарда лет назад. Они обращаются вокруг Солнца по вытянутым орбитам с очень длинными периодами.
Краткий ликбез: все самое важное, что вы должны узнать о кометах
ESO/S. Deiries

Такие «космические снежки» — настоящие капсулы времени! За это ученые очень ценят кометы.

Когда комета приближается к Солнцу, она очень быстро нагревается, в результате чего твердый лед превращается в газ сразу — этот процесс называется сублимацией. Газ содержит водяной пар, угарный газ, двуокись углерода и другие вещества — именно это формирует хвост кометы.

По данным НАСА, на сентябрь 2021 года число известных комет составило 3743 штуки. Считается, что еще миллиарды комет вращаются вокруг Солнца в поясе Койпера и в далеком облаке Оорта далеко за Плутоном.

Из чего же состоит комета?

Ядро

Твердое ядро кометы состоит из замороженных молекул воды, монооксида углерода, диоксида углерода, метана и аммиака.

ESA

Кома

Когда комета приближается к Солнцу, лед на поверхности ядра начинает превращаться в газ — именно это облако и называют комой.

Водородная оболочка

Вокруг комы находится водородная оболочка, которая может достигать 10 миллионов километров в длину. Она состоит из атомов водорода и увеличивается по мере приближения кометы к Солнцу.

Хвост

Существует два основных типа кометных хвостов — пылевой и газовый. Кометные хвосты формируются под воздействием солнечного света и солнечного ветра и всегда направлены в сторону от Солнца — когда солнечный ветер толкает мелкие частицы в коме по вытянутой кривой траектории. Газовый же хвост формируется из электрически заряженных молекул газа.

Именно благодаря хвостам мы можем увидеть кометы невооруженным глазом — кома и хвосты отражают солнечный свет или светятся сами. Однако большинство комет слишком малы или слишком тусклы.

ESO

Траектории движения комет

Астрономы классифицируют кометы в зависимости от продолжительности их полета вокруг Солнца. Короткопериодическим кометам требуется примерно 200 лет для завершения одного оборота, а долгопериодическим кометам требуется более 200 лет. Бывают и кометы, не связанные с Солнцем — их орбиты выводят их за пределы Солнечной системы.

Ученые также обнаружили кометы в поясе астероидов — эти кометы могут быть ключевым источником воды для планет земной группы.

Ученые считают, что короткопериодические кометы возникают из пояса Койпера, что находится за орбитой Нептуна. Гравитационное взаимодействие с внешними планетами затягивает эти тела внутрь, где они становятся активными кометами. Долгопериодические же кометы приходят из почти сферического облака Оорта, расположенного еще дальше, и их затягивает внутрь гравитационное притяжение пролетающих звезд.

Как называют кометы?

Кометы обычно называют в честь их первооткрывателей. Например, комета Шумейкеров-Леви-9 получила именно такое странное название, так как была девятой короткопериодической кометой, открытой Юджином и Кэролин Шумейкерами и Дэвидом Леви. Космические аппараты тоже не забывают — именно поэтому названия многих комет включают в себя названия таких миссий, как SOHO или WISE.