Тающие ледники Норвегии раскрыли свои секреты: как ученые нашли 1700-летние инструменты для охоты

В 2022 году археологи, которые работают в ледниках Норвегии, обнаружили оружие и тайные убежища, в которых более тысячи лет назад охотники поджидали оленей.
Glacier Archaeology Program Oppland

Глобальное потепление, безусловно, несет огромное количество минусов. Но археологи точно могут назвать один плюс!

Во время обследования части внутреннего горного пика Сандгровскарет археологическая группа обнаружила пять стрел, трем из которых примерно 1700 лет. Кстати, исследователи также обнаружили 40 каменных «охотничьих жалюзи», которые делали нападающих «невидимыми» для оленей.

Ученые обнаружили артефакты в ледниках
Glacier Archaeology Program Oppland

«Когда северный олень приближался на расстояние 10-20 метров, охотник вставал и стрелял из лука», — сказал ведущий археолог Ларс Пило. В течение многих лет Пило и его коллеги отправлялись в горы в поисках артефактов, которые появлялись на поверхности из-за таяния ледников. Место, в котором сейчас работает экспедиция, было впервые обнаружено еще в 2013 году. Однако долгое время ученые не могли на него вернуться. Только в 2018 году они смогли провести крупномасштабное исследование местности.

Что обнажили ледники

Ледники Норвегии
Glacier Archaeology Program Oppland

Из пяти обнаруженных стрел у трех сохранился железный наконечник. Основываясь на анализе формы наконечников стрел, это оружие, скорее всего, датируется 300 — 600 годами нашей эры.

Наконечники стрел
Glacier Archaeology Program Oppland

Один из трех железных наконечников стрел — «редкий тип, который раньше не встречался во льдах и вряд ли встречается в могилах», отмечают авторы исследования. Две другие стрелы (без железных наконечников), вероятно, относятся к первому тысячелетию до нашей эры.

Glacier Archaeology Program Oppland

Охотники на оленей, которые владели этим оружием, скорее всего, прятались в близлежащих кустах. «Северные олени очень опасаются движения, поэтому охотникам пришлось стать невидимыми, чтобы подобраться к ним близки», — пишут ученые. Безусловно, сами охотники не жили на горе высотой 1900 метров. Скорее всего, они жили в долинах, просто выходили на охоту в горы.

Пугающие палки
Glacier Archaeology Program Oppland

Команда также обнаружила 77 кусков оленьего рога и кости и 32 «пугающие палки», которые должны были быть воткнуты в землю, как столбы забора, чтобы направлять испуганных оленей к лучникам. Палки датируются периодом между 200 и 1000 годами нашей эры.