Луна, вода: Новые находки – новые вопросы

Ученые буквально по капле выжимают из Луны воду. За последние годы мы не без удивления узнали, что она на Луне есть. Теперь же оказывается – ее тут куда больше, чем ожидалось поначалу.
Луна, вода: Новые находки – новые вопросы

Основные детали обнаружения воды на Луне можно найти в статье «Лунный океан». Но по данным нового исследования, внутренние области спутника содержат столько же воды, сколько и верхние слои земной мантии, примерно в сотню раз больше, чем полагали до сих пор. Это неоднозначное открытие ставит под сомнения главенствующую теорию формирования Луны и происхождения водного льда в районе ее полюсов.

Находка стала возможной лишь после того, как исследователи, разобрали с удивительной геологической матрешкой. Изучая образцы доставленного на Землю лунного грунта, обнаружили внутри спекшихся стеклянных гранул кристаллы оливина, а внутри них — изредка встречающиеся включения магматических пород. Лишь добравшись до них, можно было провести анализ состава.

По словам одного из авторов работы, профессора Джеймса Ван Ормана (James Van Orman), образцы, которые они анализировали, дают самую детальную из имеющихся картину присутствия воды в лунных недрах: «Недра эти очень похожи на внутренние области Земли, по крайней мере, с точки зрения количества влаги». Помимо воды, в образцах выделены некоторые легкие элементы — фтор, хлор, сера — в концентрациях, почти идентичных той, которая обнаруживается в застывшей магме земных вулканов.

Все эти наблюдения работают на руку мнению об общем происхождении Земли и Луны, однако заставляет подумать над господствующей гипотезой ее появления — в результате удара о Землю крупного небесного тела, из выброшенного на орбиту вещества. Дело в том, что эта схема подразумевает, что легкие элементы должны улетучиться в космос, и на Луне их содержание должно быть, соответственно, ниже.

Наличие в недрах Луны таких количеств воды тоже не облегчает ситуацию. Ведь они уже позволяют предположить, что и отложения льда, которые скопились в районе полюсов спутника, не занесены сюда упавшими небесными телами, как считалось, а выброшены некогда действовавшими на Луне вулканами.